Счастливый случай Ирины Купченко: как актриса ошиблась дверью и стала музой Кончаловского
493
просмотров
1 марта исполняется 73 года знаменитой актрисе театра и кино, народной артистке РСФСР Ирине Купченко. В этот раз она впервые за долгие годы встретит свой день рожденья без своего супруга – месяц назад Василий Лановой ушел из жизни...

В последнее время актриса редко появляется на публике и отказывается от интервью – она вообще очень не любит говорить о себе и раскрывать свои тайны. О том, какая актриса за кадром, зрители могут узнать только от ее знакомых и от режиссеров, которые с ней работали. Первым из них стал Андрей Кончаловский, зажегший звезду актрисы.

Детские мечты и взрослые трудности

Детские мечты и взрослые трудности Актриса в молодости

На самом деле Ирина Купченко родилась 29 февраля, но в документах записали 1 марта, чтобы день рождения можно было праздновать ежегодно, а не раз в четыре года. Своим родным городом Ирина считала Киев – там прошли ее детство и юность, хотя родилась она в Вене, где в 1948 г. служил ее отец-военный. В школьные годы Купченко занималась танцами и мечтала о балете. От этой мечты пришлось отказаться из-за слишком высокого роста – 175 см. По этой причине у нее появились комплексы, девушка начала сутулиться и носить обувь на низком каблуке.

Актриса в молодости

Высокий рост не был помехой в других кружках во Дворце пионеров – театральном и кинооператоров, и Ирина начала там заниматься. Она утвердилась в желании стать актрисой после того, как увидела спектакль Театра им. Е. Вахтангова, приехавший в Киев на гастроли. Купченко решила во что бы то ни стало оказаться на сцене этого же театра, поэтому хотела поступить в Щукинское училище. Но родители были против выбора «несерьезной профессии» и настояли на ее поступлении на факультет иностранных языков Киевского университета им. Т. Шевченко.

Актриса в молодости

Там Купченко проучилась всего год – в 1966 г. ушел из жизни ее отец, а вслед за ним – бабушка с дедушкой, и Ирина с матерью решили переехать к родственникам в Москву. Судьба сложилась так, что ей наконец удалось осуществить мечту и поступить туда, куда она мечтала, – в Щукинское училище.

Судьбоносная встреча с Андреем Кончаловским

Судьбоносная встреча с Андреем Кончаловским Ирина Купченко в роли Лизы Калитиной в фильме *Дворянское гнездо*, 1969

Ирина Купченко не раз повторяла, что в актерской профессии далеко не все решает талант – 50 процентов зависит от счастливого случая. Даже самые талантливые актеры часто так и не получают ролей, в которых могли бы полностью раскрыться, если не встречают «своих» режиссеров. В этом плане ей очень повезло – впервые зрители увидели Купченко на экранах такой, какой ее представил себе сам Андрей Кончаловский. А произошло это благодаря счастливому случаю.

Кадр из фильма *Дворянское гнездо*, 1969

На третьем курсе учебы Ирина вместе с подругами отправилась на «Мосфильм», чтобы принять участие в массовке. Девушка перепутала павильоны, ошиблась дверью и совершенно случайно попала на пробы на роль Лизы Калитиной в фильм Кончаловского «Дворянское гнездо». Режиссера поразил в ней тот редкий тип «ускользающей красоты», который было очень сложно найти даже среди известных актрис. Так Купченко получила свою первую главную роль в кино.

Ирина Купченко в роли Лизы Калитиной в фильме *Дворянское гнездо*, 1969

Купченко была благодарна Кончаловскому за то, что ему удалось увидеть в ней то, чего, может быть, не замечали другие. Об их совместной работе она говорила: «У него есть уникальная способность понимать человека, достучаться до любого артиста и выудить из глубин его таланта именно те черты характера, которые требуются для съемок». Она никогда не рассказывала о том, что на самом деле их взаимная увлеченность друг другом тогда вышла за рамки профессиональных отношений, и на съемках между ними вспыхнул роман, яркий и скоротечный.

Андрей Кончаловский и Ирина Купченко

30 лет спустя Кончаловский сам признался в этом в своей книге «Возвышающий обман»: «Ира очень талантливый, очень цельный человек. В ней, в ее глазах есть невозмутимость русского северного пейзажа, человеческое спокойствие, философский подход ко всему на свете. Так же она отнеслась и к тому, что между, нами произошло… Роман наш оказался достаточно кратким. К концу картины мы были просто друзьями. Никогда не видел ни обиды, ни претензий, ни следов горечи на ее лице, хотя натура она интровертная: что переживает, что чувствует – не отгадаешь». Впрочем, их остывшие чувства не помешали дальнейшей совместной работе – спустя год Купченко снялась в еще одном фильме Кончаловского «Дядя Ваня», а через 4 года – в «Романсе о влюбленных».

Ирина Купченко в фильме *Дядя Ваня*, 1970

Художником-постановщиком в киногруппе «Дворянского гнезда» был друг Кончаловского Николай Двигубский. Он тоже был покорен с первого взгляда юной дебютанткой, но терпеливо ждал, пока между режиссером и актрисой утихнут страсти. После этого он начал за ней ухаживать и даже сделал предложение, а когда фильм вышел на экраны, они поженились. Впрочем, вскоре Ирина поняла, что этот брак был ошибкой, и через год молодожены развелись.

Женщина из другой эпохи

Женщина из другой эпохи Кадр из фильма *Звезда пленительного счастья*, 1975

Тот образ, в котором актрису увидел Андрей Кончаловский, был настолько органичным для ее актерской и человеческой природы, что и другие режиссеры вслед за ним начали предлагать ей подобные роли – хрупких и нежных женщин «из другой эпохи», которые несмотря на внешнюю слабость обладали сильным характером и способностью противостоять ударам судьбы.

Ирина Купченко в фильме *Обыкновенное чудо*, 1978

Роль Лизы Калитиной в «Дворянском гнезде» наложила отпечаток на всю ее дальнейшую актерскую судьбу, что сама актриса считала и большим везением, и невезением одновременно. Она говорила: «Это действительно так. Правда, и к счастью, и к сожалению. Потому что потом всю жизнь режиссеры меня эксплуатировали именно в этом амплуа, в этом качестве, в этом образе. Но и к счастью тоже, потому что это совсем не плохой образ. Мне всегда интересно было играть, я играла женщин с трудной, сложной психологически судьбой. Но где-то я как бы уже и устала. Через определенное время мне захотелось сыграть кого-то другого, но режиссеры продолжали меня использовать именно в этом амплуа, как это режиссеры обычно и делают всегда. Но несколько раз в жизни мне, правда, повезло. Я сыграла в комедиях, вот у Рязанова в «Забытой мелодии для флейты» и в «Старых клячах», потом в «Обыкновенном чуде»... Так вот именно повезло, но всего несколько раз. А так я всегда одно и то же играла».

Ирина Купченко и Василий Лановой

В 1970 г. актриса пришла в Театр им. Е. Вахтангова, где встретила человека, с которым провел всю оставшуюся жизнь, – актера Василия Ланового. Они во многом были очень похожи – интеллигентные, сдержанные, не любившие бросать слов на ветер, очень закрытые и молчаливые с чужими людьми. Но те, кто знал Ирину Купчекно ближе, понимали, сколько глубины скрывается в этом молчании. Так, режиссер Роман Виктюк говорил: «То, какова Ира в молчании, – это самое потрясающее. Та энергетика, святость, которая есть в ней, через музыку ее организм сверкает и переливается невероятными энергетическими всплесками. Внешне она кажется спокойной, внешне она выдержанная. Но когда она в молчании поднимает глаза, в этих глазах есть такой свет, покой, а самое главное, терпение».

Ирина Купченко

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится