К сожалению, талантливого уральского мастера уже нет с нами. Прошлой весной жизнь Виктора Васильева внезапно оборвалась на 66-м году жизни. Грустно становится от мысли, что хотя и сделано было мастером немало, а ведь еще сколько мог бы он создать... Но, увы, каждому отмерен свой отрезок пути, через финишную прямую которого, как не старайся, не перешагнешь.
Виктор Михайлович Васильев(1954-2020) — нижнетагильский художник-камнерез, мастер камнерезного искусства, работал в основном в жанре флористики. Он, словно кудесник, много лет творил удивительной красоты произведения из камня: от каминов и шкатулок - до сюжетных статуэток и фигурных композиций каменных букетов.
По образованию Виктор Михайлович был геологом, а в душе художником, настолько тонко чувствовавшим природу камня, что с легкостью определял, какой наиболее подойдет для задуманного цветка. Для воплощения ярких красок природы, которая богато окрашивает окружающий мир, Васильев использовал нефрит, аметист, янтарь, горный хрусталь, топаз, чароит и множество других редких, великолепных камней, а также золото, серебро и разные сплавы.
На сегодняшний день изумительные букеты Виктора Михайловича хранятся во многих частных коллекциях ценителей камнерезного искусства. Выставки цветов еще при его жизни с большим успехом проходили не только в России, но и в Европе. В свое время от имени города Нижний Тагил произведения мастера были преподнесены в дар президентам Российской Федерации Борису Ельцину, позже Владимиру Путину, а также патриарху Всея Руси Алексию II, президенту ЮНЕСКО Федерико Майору.
Творчество нижнетагильского камнереза, которое сохранится в веках
Флористические работы Виктора Васильева красноречиво говорят не только о его виртуозном таланте, но и искренней любви к волшебному, чарующему миру природы. Автор был настоящим ценителем красоты, а цветы для него, по его собственным словам, – "это крик души, что-то очень личное, родное".
Свой творческий путь самобытный мастер начинал с изучения камней и их свойств. Несколько лет Виктор Михайлович трудился геологом на шахте «Магнетитовая». В 1990 году он организовал на предприятии мастерскую «Горный мастер», где полностью окунулся в процесс художественного творчества. Со временем, достигнув мастерства в своем ремесле, Виктор Васильев стал обладателем Ордена Денисова-Уральского - одной из высших наград в камнерезном искусстве. Он был также участником многочисленных престижных отечественных и зарубежных выставок, а также руководителем Нижнетагильского центра народных промыслов и ремёсел.
Для Виктора Васильева самым главным вдохновением служили те самые знаменитые букеты Карла Фаберже из книжного альбома Геза фон Гасбурга. Но, как настоящий художник, он не копировал работы знаменитого ювелира, а создавал свои. Разве, что взял от великого мастера одну эффектную фишку...
Известно, что знаменитый Карл Фаберже, один из преданных ценителей русских самоцветов, создавая серию работ «Одинокие цветки в вазе», помещал «цветы» в прозрачную вазу с «водой», а «воду» делал из горного хрусталя. Этот авторский прием Фаберже мы можем увидеть и в работах Виктора Васильева, который и вазы для цветов, и саму "воду" в них вырезал из цельного куска горного хрусталя.
В работе камнерез также использовал полудрагоценные и драгоценные камни и металлы. В цветочных композициях бутоны и лепестки резал из аквамарина, халцедона, аметиста. Листья – из нефрита, малахита, авантюрина. Из коричневатого нефрита получались правдоподобные гибкие стебли, из непрозрачного оникса – замечательные вазы, из малахита или змеевика - эффектные подставки.
Помимо тонкого подбора природного материала, каждая композиция, каждый экспонат художника отличается утонченностью, изяществом и реалистичностью. Поэтому хрупкие каменные цветы выглядят как живые. А как же может быть иначе: в них живет душа настоящего Мастера, который шлифуя грубые, неотесанные уральские самоцветы, творит неземную красоту. Каждый листик и лепесток из его рук становятся гладкими и мерцающими, а «холодные» каменные цветы – наполняются теплым сиянием, ведь их согревает любовь к творчеству – самая тонкая и неуловимая энергия созидания.
Глядя на это чудо, в какой-то миг может показаться, что из-под снега, вырезанного из кварца, действительно пробиваются первые весенние цветы, или же расцветают настоящие ландыши, распускается верба или же раскрываются бутоны прекрасных роз.
Разумеется, что секрет этой естественной натуральности находился в технологиях, которые разработал и использовал Виктор Михайлович в своей работе. Прежде, чем воплотить свою задумку в жизнь, Васильев ревностно отбирал камни, выбирая, нужные по цветовым оттенкам и формам. Так, к примеру, для создания наиболее естественных и органичных листьев, стебельков и веточек художник брал разнообразные оттенки нефрита - от темных до самых светлых, причем с характерными прожилками.
В заключение хотелось бы отметить, что во все времена для мастеров-камнерезов делом чести было выточить цветок «как живой» - с листиками, прожилками, хрупкими тычинками. Вот и Виктор Михайлович весь свой творческий путь стремился к совершенству, вырезая из камня цветы любой формы: розы, пионы, ландыши, сирень, лилии, шиповник и даже ветки цветущей яблони или вишни.
Думается ни у кого не повернется язык назвать эти чудо-цветы Виктора Васильева из самоцветов «искусственными», невзирая на «холодную красоту» натуральных камней.
Есть у мастера и произведения в технике объемной мозаики - это сюжетные композиции, посвященные литературным произведениям, преданиям, легендам и сказкам. Они не менее прекрасны его цветочных полян и букетов.
К слову сказать, на Урале среди современных мастеров очень популярна цветная объемная мозаика, выполняемая из уральских самоцветов. Так, екатеринбургский камнерез Алексей Антонов и его коллеги по цеху усовершенствовали один из самых сложных и технических приемов - резьбу по твердому камню, называемую объемной цветной мозаикой Их уникальные изделия на мировом арт-рынке оценены в миллионы долларов.