«Семь самураев», «Дерсу Узала» и еще 8 главных фильмов Акиры Куросавы, которые должен увидеть каждый
«Легенда о великом мастере дзюдо» («Гений дзюдо»), 1943 год
Это была первая самостоятельная работа Акиры Куросавы в кино, при этом он выступил не только в качестве режиссёра, но ещё и сам написал сценарий по роману Томита Цунэдзиро. Зрители хорошо приняли фильм, несмотря на то, что он, без ведома режиссёра, подвергся жесткой цензуре, в результате чего «Гений дзюдо» сократили на 250 минут экранного времени. Лишь после обрезки и ходатайства актёра Дэндзиро Окоти, сыгравшего главную роль, картину выпустили на экраны.
«Расёмон», 1950 год
Картина, снятая по мотивам новелл Акутагавы Рюноскэ, принесла Акире Куросаве мировую славу. Бестселлером в прокате она не стала, зато завоевала критиков, обративших внимание на неординарный режиссёрский приём: одна и та же история была показана с четырёх разных точек зрения. Фильм завоевал главный приз Венецианского кинофестиваля, получил две номинации на «Оскар» и почётный приз за лучший фильм на иностранном языке.
«Идиот», 1951 год
Акира Куросава называл «Идиота» лучшей своей работой, Фёдора Достоевского – любимым писателем. Несмотря на то, что действие было перенесено из Петербурга в Хоккайдо ХХ века, а вместо князя Мышкина на экране появился бывший военнопленный Камеда, режиссёру в полной мере удалось сохранить атмосферу литературного первоисточника. Правда, исходный вариант пришлось сократить почти на сто минут по требованию киностудии, посчитавшей картину продолжительностью в 256 минут слишком длинной.
«Жить», 1952 год
Философская драма о токийском бюрократе Кандзи Ватанабэ, узнавшем о своей неизлечимой болезни, завоевала специальный приз Берлинского кинофестиваля. Это пронзительный фильм о ценности каждого мгновения человеческой жизни, на создание которого Акиру Куросаву вдохновила повесть «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого.
«Семь самураев», 1954 год
Эта картина, завоевавшая сердца зрителей во всём мире и множество значимых кинонаград, стала отображением неповторимого режиссёрского стиля Акиры Куросавы. После выхода фильма на экраны он сразу же приобрёл статус культового и оказал сильное влияние на мировой кинематограф. Некоторые элементы сюжета «Семи самураев» можно увидеть в «Звёздных войнах», а вестерн «Великолепная семёрка» - это ни что иное как ремейк ленты Куросавы.
«Три негодяя в скрытой крепости», 1958 год
Несмотря на многочисленные различия, знатоки уверены: фильм «Три негодяя» оказал весьма сильное влияние на сюжет «Звёздных войн». Даже сам Джордж Лукас не скрывал, что его вдохновил жанр «дзидайгэки», в котором работал Акира Куросава, а Генерал Макабэ считается прототипом Оби-Вана Кеноби. Японский режиссёр говорил, что после двух серьёзных полотен ему захотелось снять фильм лёгкий, развлекательный, наполненный песнями. Так и родилась картина «Три негодяя в скрытой крепости».
«Телохранитель», 1961 год
В этой картине, ставшей обладательницей «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, черпали вдохновение многие талантливые режиссёры. Итальянец Серджио Леоне выстроил очень похожий сюжет в вестерне «За пригоршню долларов», «Герой-одиночка» Уолтера Хилла с Брюсом Уиллисом в главной роли очень похож на фильм Куросавы. И даже Никита Михалков в картине «12» позаимствовал у Куросавы эпизод с собакой, несущей в пасти страшную находку.
«Дерсу Узала», 1975 год
Большой любитель русской литературы, Акира Куросава снял свой фильм на киностудии «Мосфильм» по произведениям Владимира Арсеньева. Как скажут позже критики, режиссёр сделал невозможное: сохранил свой собственный стиль, снимая русское кино о России. Удивительно, но при отсутствии кассового успеха «Дерсу Узала» стал обладателем «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке и получил золотой приз Московского кинофестиваля.
«Сны Акиры Куросавы», 1990 год
У этого фильма нет большого количества наград и премий, но он знаменателен уже тем, что в своих «Снах» Акира Куросава делится со зрителем собственными размышлениями о жизни и смерти, о человеке и его месте, о творчестве и фактически о себе самом. И пусть не обманывает зрителя рамка, сотканная из сюрреалистических фантазий.
«Ещё нет», 1993 год
Последний фильм великого режиссёра, который хочется пересматривать снова и снова. И при каждом новом просмотре будут открываться какие-то детали, недоступные ранее восприятию. «Ещё нет» - это торжество жизнь и бесстрашие перед лицом смерти, это душевное тепло и вера в высшие ценности, которым всегда должно быть место в жизни.