Дыхание ветра, дрожащая гладь воды, шелест листьев – всё это де Тиволи переносил на свои потрясающие холсты, исполненные эмоций и понимания прекрасного.
Де Тиволи родился в Ливорно, в юности изучал литературу в религиозной школе во Флоренции. Но книги не стали страстью всей его жизни, и он вступил на путь художника. Наставником Серафино стал Кароли Марко Старший. Под его руководством де Тиволи начал обучаться живописи, понимая, что это занятие подходит ему как нельзя лучше. Были и другие люди, знакомство с которыми способствовало становлению художника.
Например, встретив Вито д`Анкона, де Тиволи заинтересовался рисованием пейзажей на пленэре. Отдавал ли Серафино де Тиволи предпочтение каким-либо направлениям в искусстве? Важно заметить, что ему очень нравилась барбизонская школа живописи. Он хотел «реанимировать» искусство, обновить его так, чтобы оно было созвучно современности.
Картина де Тиволи «Пастбище» (A Pasture, 1859) умиротворяет и погружает в атмосферу тёплого вечера на природе. Длинные мягкие тени тянутся по сочной зелёной траве, бурая и белая коровы мирно пасутся на лугу – этот великолепно скомпанованный пейзаж заставляет восхититься гармоничным сочетанием разных элементов природы. В нем присутствует некоторая декоративность, но детальное изображение животных все-таки убеждает зрителя в реальности происходящего.
Работа «Старый водослив в городе Буживаль» (The old weir in Beaugival) – это уже изображение не только природы, ведь в центре полотна находятся дети. Мальчики весело плещутся в воде, и кажется, что с холста доносится их звонкий смех, задорные возгласы и короткие диалоги.
Это полотно – еще одно воплощение гармонии: ничто не нарушает лёгкой, радостной атмосферы и не тревожит взгляда зрителя. Мягкие голубые, зелёные, коричневые и бежевые тона, отсутствие ярких пятен – все это создает ощущение единства летнего теплого дня и счастливого беззаботного детства.
В окружении де Тиволи были такие неординарные личности, как Дега, Писсаро и Тиссо. Подобно им, он всегда искал и находил для своих картин что-то новое и удивительно прекрасное.
Но его нельзя отнести к тем художникам, которые в угоду современным веяниям ломали традиции и переворачивали искусство с ног на голову. В живописи де Тиволи был не разрушителем-революционером, а создателем, который менял к лучшему «города» и «улицы» творческих миров. Его холсты похожи на свежий ветер весной, почувствовав который можно обрести надежду на то, что все может измениться к лучшему.
Картины де Тиволи прекрасны еще и потому, что в них нет налета академизма. И это неудивительно, ведь он был одним из художников группы Маккьяйоли.