В 20-ти выставочных залах знаменитой галереи можно увидеть работы выдающихся европейских мастеров эпохи Возрождения, барокко и более позднего периода. Если вам посчастливится посетить эту галерею, то обязательно обратите внимание на шедевры, о которых вы узнаете из нашей публикации.
Богатый и могущественный кардинал Боргезе Шипионе в 1605 году на участке в 80 гектар в самом центре Рима построил виллу-музей, чтобы хранить в ней произведения итальянского искусства, собирательством которого он увлекался всю жизнь. Последующие поколения рода Боргезе приложили немало усилий для того, чтобы сохранить богатейшую коллекцию и приумножить ее.
Непростые времена для галереи наступили во времена правления Наполеона Бонапарта, когда знатное семейство значительно охладело к коллекционированию. Молодые потомки рода больше стали увлекаться породистыми лошадьми и расширением своих владений. Разумеется, что эти дорогостоящие увлечения приводили к большим тратам. Счета большинства покупок были оплачены деньгами, полученными от продажи экспонатов галереи. Также немало картин и скульптур было вывезено во Францию в качестве презентов для именитого родича Боргезе - императора Наполеона. Тем не менее, не мало шедевров сохранилось в стенах знаменитой галереи и до наших дней.
Так, что же стоит обязательно увидеть в галерее Боргезе, когда вам удастся побывать в этом музее...
«Аполлон и Дафна» (1622-1625 гг.) Скульптор Джованни Лоренцо Бернини
На сегодняшний день работы известного итальянского скульптора Лоренцо Бернини составляют значительную часть коллекции Боргезе, который был покровителем Бернини и главным его заказчиком. Творчество мастера по своему размаху сравнимо лишь с творчеством великих мастеров итальянского Возрождения. После Микеланджело Лоренцо был самым крупным скульптором и архитектором Италии и одним из главных представителей стиля барокко.
Скульптурная композиция Лоренцо Бернини “Аполлон и Дафна” была создана в 1622-1625 гг. по мотиву поэмы древнеримского поэта Овидия "Метаморфозы I", в которой говорилось... Однажды бог Солнца - Аполлон, гордившийся тем, что еще в ранней юности убил стрелой огромного змея Пифона, и постоянно хвастающийся своим умением стрелять из лука лучше всех, встретил бога любви - Эроса, который намеревался выковать новый лук. Аполлон дерзко высмеял труды Эроса, и добавил, что тот ни разу не совершил дел, достойных славы.
Бог любви, глубоко задетый словами заносчивого героя, задумал жестокую месть. Когда лук был готов, он выковал две стрелы. Первую - острую из золота, которая должна была пробудить слепую любовь, он запустил в сердце Аполлона. А вторую - тупую из свинца, которая должна была вызывать ненависть и страх, пустил в сердце прекрасной молодой нимфы Дафны, дочери матери Земли - Геи и Пенея - бога реки.
Пронзенное сердце Аполлона было буквально обожжено страстью, и каждая минута, проведенная без объекта любви, причиняла ему огромные страдания. Он бродил в отчаянии по лесам, разыскивая прекрасную нимфу, а когда нашел, оказалось, что девушка со страшной силой ненавидит и боится его.
Юная нимфа пыталась убежать от Аполлона, но влюбленный бог, сгорая от сердечных мук, не отставал ни на шаг. Он во что бы то ни стало, решил овладеть Дафной. Преследуемой девушке ничего не оставалось, как молить о помощи отца. И, Пеней, чтобы сохранить невинность дочери, сделал так, что как только Аполлон догнал любимую и прикоснулся к ней — её тело начало изменяться: "мягкую грудь затянуло тонким волокном; ее волосы превратились в ветви, руки поднятые к небу поросли листвой, её гибкое тело покрылось тонкой корой; изящные, быстрые ноги вросли в землю и превратились в толстые корни, а нежный облик исчез в кроне дерева". Дафна на глазах Аполлона превратилась в благородный лавр. Именно он первым надел лавровый венок на голову в память о любимой. Месть Эроса в полной мере достигла своей цели.
В своей работе Бернини изобразил своих персонажей в тот момент, когда Аполлон настигает Дафну, которая буквально на наших глазах превращается в дерево. Она уже не девушка, но и еще не лавр. Кора лишь начала обтягивать ее юное тело, а пальцы и локоны только начинают обрастать листвой. Лицо нимфы застыло в ужасе, и мы будто слышим ее крик о помощи. Аполлон же кажется безмерно удивлённым — он только что поймал девушку, а через мгновение держит в руках ветвь дерева.
Общая высота скульптуры 2,43 метра, а её вес около 700 кг. Создана она была по заказу Шипионе Боргезе из каррарского мрамора. Эта работа получилась настолько ювелирной, что сам Бернини в глубокой старости говорил: сделать лучше у него уже не получилось никогда.
Весьма назидательна надпись на пьедестале этого произведения: «Любой, кто гонится за желанием мимолетного наслаждения, остается с горсткой листьев и веток в руке, или, в лучшем случае, собирает горькие ягоды.»
«Святой Иероним» (1605-1606 гг). Художник Микеланджело Караваджо
Святой Иероним, один из отцов церкви, великий путешественник и переводчик Библии на латинский язык. На картине мы видим погруженного в чтение божественной Книги старца, на челе которого застила печать крайней сосредоточенности. Иероним работает над переводом Священного писания, о чем красноречиво говорит застывшее перо в его руке.
На столе символично изображен череп, ярко иллюстрирующий латинское изречение «memento mori» - «помни о смерти». Между этим символом и фигурой святого - развернутая Библия, как путь, который надо пройти от жизни простого смертного к высокой духовности. Вытянутая по горизонтали композиция, указывает на это длинное расстояние, но рука с пером зрительно сокращает его. Светлый цвет кожи и седые волосы эффектно контрастируют с яркой мантией святого, перекинутой через плечо. К слову, мантия символизирует собой и одеяние отшельника, и одеяние кардинала, ведь картина была написана специально по личному заказу кардинала Шипионе Боргезе.
«Эней, Анхиз и Асканий» (1618-1619 гг). Скульптор Джованни Лоренцо Бернини
История этой сюжетной композиции взята из второй книги «Энеиды» Вергилия, повествующей о бегстве Энея, его жены, престарелого отца Анхиза и сына Аскания из разрушенной и объятой пламенем и Трои. После долгих скитаний Эней создал своё царство в Италии. Именно поэтому этот античный герой, согласно одной из версий, считается основателем Рима.
Скульптура высотой 2,2 метра, сделана из знаменитого каррарского мрамора в полный человеческий рост и установлена на 113-сантиметровый постамент. На плече сильного и мужественного Энея видим старика-отца со сгорбленной спиной, который крепко зажал в руке сосуд с прахом предков, украшенный статуэтками древнеримских богов-хранителей домашнего очага. За Энеем следует Асканий, его маленький сын. В руках он несёт вечный огонь из храма Весты, который должен осветить новую жизнь Рима. Бернини намеренно запечатлел в мраморе лишь троих участников легенды, упустив из виду жену Энея, чтобы наглядно показать смену поколений и нерушимую связь между прошлым, настоящим и будущим.
Что любопытно, эту скульптуру Бернини создал в 20-летнем возрасте. Долгое время не умолкали споры, что, будучи таким молодым, юноша не мог выполнить такую сложную работу самостоятельно. Поговаривали будто помогал ему его отец – скульптор Пьетро Бернини. Но спустя три века были обнаружены архивы, которые подтверждали единоличное авторство молодого мастера.
Паолина Боргезе (1805-1808 гг). Скульптор Антонио Канова
Скульптору Антонио Канова позировала для мраморного изваяния Паолина Боргезе Бонапарт (1780-1825) - прекраснейшая сестра Наполеона. Яркая и эксцентричная дама высшего света очень любила шокировать общество и в равной степени купалась как во всеобщем обожании, так и во всеобщем презрении. И на этот раз она решила удивить публику в образе полуобнаженной Венеры-победительницы. Модель изображена полуобнаженной в натуральную величину, полулежа. Деревянная драпированная основа подиума изначально содержала механизм для вращения скульптуры, так что зритель мог наблюдать её со всех сторон, не сходя с места.
На предложение итальянского скульптора изобразить светскую львицу в образе Дианы, облаченной в одежды девственной богини луны и охоты, Паолина лишь презрительно усмехнулась: "Никто не поверит в мое целомудрие", - и быстро сбросила одежду, продемонстрировав, что ничем не хуже самой богини любви. В руках у Паолины скульптор изобразил яблоко - символ красоты и молодости. Но другой стороны, яблоко – было весьма ярким напоминанием о соблазне первородного греха.
Когда же скульптуру представили на обозрение публике, поднялась немалая волна всеобщего осуждения. У Паолины спрашивали, как она решилась позировать совершенно обнаженной? На что самоуверенная красавица невинно отвечала: «Не переживайте, мне не было холодно. Ведь в мастерской горел камин.» По завершении мраморную скульптуру увезли в Турин на семейную виллу. И только в 1838 году она попала в галерею Боргезе.
Снятие с креста (1507). Художник Рафаэль Санти
Это полотно на религиозную тематику было написано в память о погибшем сыне одной богатой аристократки — Аталанты Бальони. Её род являлся одним из самых влиятельных в Перудже в XV – XVI веках. По одной из версий, юноша в красно-зеленых одеждах, поддерживающий ноги Иисуса, и есть тот самый убиенный сын. Безутешная мать заказала Рафаэлю Санти картину для семейной капеллы в базилике Святого Франциска в Перудже. Через два года работа была готова и заняла свое место в капелле.
Спустя столетие, будучи в Перудже проездом, римский коллекционер Шипионе Боргезе обратил внимание на старинное полотно известного художника и потребовал презентовать ему понравившуюся работу, но получил отказ. Боргезе это не остановило, он приказал своим слугам тайно выкрасть картину. Таким образом, это полотно оказалось в его галерее. Возмущённые жители Перуджи отправились к Папе, чтобы тот велел наказать вора и вернуть картину обратно. Однако, действующий на тот момент понтифик оказался родственником Шипионе. Разумеется, картина не была возвращена. А чтобы утихомирить горожан, Папа подписал благодарность за подаренную Риму картину от жителей Перуджи.
«Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг). Скульптор Джованни Лоренцо Бернини
И эта работа Лоренцо Бернини была создана по мотивам одной из легенд древнегреческой мифологии, которая гласила, что брат Зевса Аид давно хотел взять себе кого-нибудь в жёны, но ни одна девушка не соглашалась идти за бога подземного царства. Тогда Зевс решил тайно отдать в жены брату свою красавицу-дочь Прозерпину, единственное дитя богини плодородия Деметры. И по замыслу Зевса Аиду предстояло ее украсть. Выждав момент, тот похищает Прозерпину и насильно уносит в подземное царство.
Мать долго искала свою дочь, а когда узнала, какое коварство совершили боги за ее спиной, то, разгневавшись, решила уйти с Олимпа.
Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках сочные гроздья винограда. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду. Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Аиду отпустить Прозерпину на землю к матери. Аид не стал перечить всемогущему брату, но предварительно дал девушке проглотить зерна граната - символ брака. С тех пор Прозерпина стала жить шесть месяцев в году на земле с Деметрой, а остальные шесть месяцев - в подземном мире с Аидом. Греки верили, что это привело к рождению теплого и холодного сезонов – когда Персефона была под землёй, растения и семена засыхали и умирали, когда она возвращалась, жизнь снова начинала цвести.
«Похищение Прозерпины» - это одна из лучших работ Бернини. Он создал ее, когда ему было всего 23 года. Скульптор смог невероятно точно передал и решительность, и силу бога, и отчаянное сопротивление девушки. «Я победил мрамор и сделал его пластичным как воск”, — писал Бернини. А ведь это действительно так...
Почти сразу по окончании работ Шипионе Боргезе подарил эту скульптуру своему «заклятому другу» кардиналу Людовизи, который установил её на своей вилле. Только в 1908 году скульптура вернулась в галерею Боргезе, после того, как итальянское государство выкупило её у потомков семьи Людовизи для музея. Сейчас гениальное произведение Бернини находится в «Комнате императоров» (Зал IV).
Помимо упомянутых шедевров, в галерее Боргезе можно посмотреть коллекцию бюстов 16 века, изображающих римских императоров. Также имеются работы итальянского живописца и гравёра Доссо Досси и прочих итальянских мастеров 17-18 веков. На втором этаже экспонируется живопись 15-18 веков. В галерее также присутствуют работы всемирно признанных мастеров: Ван Гога, Дега, Сезана, Модильяни, Доменикино.
Многим наверняка будет интересно узнать, что некоторые музеи мира на время карантина открыли доступ к виртуальным экскурсиям по своим экспозициям. Об этом читайте нашу публикацию: 10 музеев мира, которые можно посетить сегодня, не нарушая режима самоизоляции.