Син Саимдан родилась в XVI веке в старинной и знатной семье Пенсан Син, о которой слагали легенды. Предком этой семьи считался меткий стрелок, угодивший своими охотничьими навыками первому королю Кореи, а потомками, чудесным образом – все корейцы по имени Син. При рождении Син Саимдан нарекли Ин Сон.
Сыновей в семье не было, и бабушка по материнской линии, сама весьма образованная и начитанная женщина, предложила обучать всем наукам, полагающимся наследнику, старшую дочь. В дворянских кругах связи по линии матери ценились, к мнению бабушки прислушался отец Ин Сон… и с радостью согласился. Будучи человеком выдающегося ума, с широким кругозором, истинным интеллектуалом своего времени – аполитичным и свободомыслящим, - он жаждал передать кому-то свой обширный багаж знаний. С боевыми искусствами как-то не срослось, но Ин Сон изучала словесноть, каллиграфию, живопись наряду с «женскими искусствами». Бабушка активно поощряла все ее интересы. Больше всего девочке нравилось рисовать, и о ее рано раскрывшемся таланте ходят легенды – например, птицы пытались склевать насекомых, нарисованных ею. Саимдан – это ее второе имя, данное в честь древней правительницы Китая, которая славилась мудростью и исследовала способы ведения беременности, а еще, как бы сейчас сказали, методы пренатального развития интеллекта у детей.
В сюжетах, которые Ин Сон выбирала, не было ничего революционного или скандального – насекомые, цветы и птицы… Но нетипичной для женщины была техника исполнения. Для женского творчества приемлемой считалась вышивка, живопись считалась мужским делом.
Когда Ин Сон исполнилось девятнадцать, ее выдали замуж за молодого военного из не менее славного рода. С этого времени она начинает использовать в основном свое второе имя – Саимдан. Смена имени была нормальной практикой для высокообразованных дворян того времени. Первые годы супружества были омрачены ссорами между молодоженами и проблемами в семье Саимдан. Поскольку родные видели в ней главу семьи, после смерти отца ей пришлось заниматься хозяйственными делами, принимать решения, заботиться о матери и сестрах.
Молодой муж (большая разница в возрасте между молодоженами была запрещена), совершенно не понимавший, что за женщина досталась ему в жены, завел наложницу – по закону он имел на это право, и большинство жен, недостаточно угождавших своим мужьям, просто смирялись с положением дел. Но Син Саимдан, оскорбленная изменой, совершила еще один поступок, совершенно неподобающий для женщин средневековой Корё. Она… удалилась в горное отшельничество.
Женщинам были запрещены такие практики, как и одиночное передвижение на значительные расстояния – за это полагалось суровое наказание, которое нередко заканчивалось смертью приговоренной. Но Син Саимдан это не остановило. К счастью, власти не узнали о ее поступке, а муж был потрясен силой воли свой супруги, и поспешил с ней помириться. Через некоторое время Саимдан вернулась домой, и в дальнейшем ее брак служил образцом верности, доверия и… воспитания детей.
Четверо сыновей Саимдан и трое ее дочерей были воспитаны по канонам царственной тезки. Одна из дочерей и внучка Син также стали знаменитыми художницами, сыновья прославились в военном деле, политике, поэзии. Еще при жизни Син Саимдан почитали как мать, раскрывшую многогранные таланты своих детей. Но, занимаясь обучением наследников, Саимдан не забывала о творчестве. Женщина, успешная в мужском деле – это было странно, даже неприлично. Но несмотря на то, что работы Саимдан современники сперва не оценили, разговоров о ней было много. Скоро ее слава дошла и до королевского двора. И сам король Корё заказал фарфоровый сервиз с ее рисунками.
Известно около сотни ее работ. Син обожала садоводство, выращивала арбузы и баклажаны – и, наблюдая за делом своих рук, стремилась запечатлеть скоротечность жизни. Она с любовью писала садовых птиц, детально воссоздавала образы крошечных насекомых, изгибы ростков и побегов.
В европейской культуре женщины, которым выпала честь «протаптывать дорожку» в искусство для других женщин, нередко оставляли после себя множество автопортретов. Женщинам было непросто найти натурщиц и натурщиков, а саморефлексия в живописи была доступным способом понять свои чувства и стремления. Но автопортретов Син Саимдан не сохранилось – и, скорее всего, их попросту не существовало. Запрет на портретное изображение женщин (кроме жен императоров) в те времена был столь силен, что, возможно, даже сама госпожа Саимдан не смогла его преодолеть. Все ее портреты – позднейший художественный вымысел.
Занятия литературой для корейских женщин в средневековье тоже считались непристойными и были уделом разве что куртизанок – бесправных и не особенно уважаемых. Однако Саимдан, великолепно знавшая конфуцианскую литературу, нашла способ выражать свои чувства в стихотворной форме. В ее сохранившихся стихах – тоска по умершим родителям, ностальгия по родным местам.
Син Саимдан умерла в возрасте сорока восьми лет. Ее старший сын удалился в горы, мучительно переживая потерю.
Но настоящая слава пришла к ней… спустя пятьсот лет. Ее портрет был размещен на марках и банкнотах в Южной Корее, в Сеуле художнице установлен памятник, о ее жизни посвящена великолепная костюмированная дорама, где снялись звезды южнокорейских сериалов, а компания Google посвятила ей картинку на стартовой странице в честь пятьсот десятого дня рождения. Син Саимдан считают самой известной женщиной в истории Кореи.