Джинни Раффнер — американская художница по стеклу из Сиэтла (штат Вашингтон). Еще в молодости она прославилась своими произведениями, выполненными в технике лэмпворк, с использованием боросиликатного стекла в расписных стеклянных скульптурах. Список её званий, наград, престижных премий весьма увесист. Она была признана лучшим художником по стеклу в 1996, 2006, 2011, 2016 гг). Её художественные работы стали достоянием 42-х музеев мира, почти 100 частных коллекций, 28 отелей мирового уровня, 2-х дворцов арабских шейхов, а также являются украшением 13-ти парков и скверов нескольких городов Америки.
О непростой её судьбе написано три книги, две из которых она написала сама. Снят документальный полнометражный, отмеченный наградами, под названием «Не такой уж и натюрморт, история Джинни Раффнер».
И стоит также отметить, что большей части из вышеперечисленного, Джинни Раффнер добилась уже после того как, отчаявшиеся врачи поставили крест на пациентке находящейся в коме, у которой после автокатастрофы было повреждено не только все тело, но и головной мозг на 40%. Тут уж, наверняка, впору сказать и о неимоверном чуде, и о божественном провидении, и об одном шансе на миллион, которым и воспользовалась героиня нашего рассказа.
Немного из биографии "до"
Джинни Раффнер (Ginny Ruffner) родилась в 1952 году в Атланте (США, штат Джорджия) в семье, которая была очень далека от искусства. Тем не менее, решение стать художником у Джинни созрело еще в детстве, когда каждые выходные девочка ходила в местный художественный музей, где проходили бесплатные уроки для желающих научиться рисовать.
Таким образом, познав азы живописи, набравшись опыта в творчестве и окончив общеобразовательную школу с золотой медалью, Джинни становится студенткой Университета Джорджии, где и получила степень бакалавра по искусствоведению, а еще через год - степень магистра в области рисования и живописи. После окончания учебы Раффнер, работая в мастерской ученицей лампового мастера, увлеклась лэмпворком - дутьём стеклянных изделий на горелке. Живопись по холстам больше не интересовала молодую художницу, теперь она стала рисовать на стекле.
Вначале 1980-х Джими переехала в Сиэтл, стала преподавать в Школе стекла Пилчака и параллельно создавать картины и скульптуры из стекла. Больше всего удавались Джинни трехмерные натюрморты. Яркие краски, необычные формы растительности в сочетании с абстракцией, завораживали публику. Её новаторские работы регулярно выставлялись на персональных выставках, о ней много писали в газетах и журналах, приглашали на телевидение для интервью. Она стала очень востребованным мастером по стеклу, её заказчиком был сам император Японии и другие влиятельные персоны мира.
Трагедия, заставившая, начать жизнь с чистого листа
Казалось, жизнь удалась. Джинни было почти 40, у неё была любимая работа, приносящая радость и удовлетворение, признание и известность, а также хорошая семья, любящий муж... Но, это все благополучие рухнуло в одночасье в декабре 1991 года, когда Джинни, выйдя со своего двора, направилась к соседнему дому через дорогу, где жил ее брат. То, что случилось несколькими минутами позже, было просто невообразимо. Женщина на пешеходном переходе оказалась в эпицентре аварии из трёх автомобилей, которую спровоцировал пьяный водитель одного из транспортных средств.
Практически бездыханное обезображенное её тело доставили в городской госпиталь. У Джинни были раздроблены кости таза, сломаны ребра, руки, ноги, нижняя челюсть, нос, повреждён правый глаз и всё это довершала открытая черепно-мозговая травма. Врачи давали ей несколько часов. Но родственники настояли на том, чтобы её подключили к аппарату жизнеобеспечения. Благодаря хорошей медицинской страховке, это было возможным. А, чтобы Джинни не умерла от болевого шока, её ввели в искусственную кому. Начался длительный путь к восстановлению. Первым сдался муж Джинни - не в силах больше видеть её страдания, он попросив развод, ушел.
Когда спустя пять месяцев, пострадавшую в ДТП Джинни, вывели из комы, она разучилась говорить, совершенно не могла ходить, полностью потеряла память. Лишь спустя еще три долгих месяца к ней частично вернулись воспоминания и она смогла прошептать первые слова: «Привет, мама и папа». Врачи не обнадеживали родных, говорили, что это максимум, чего они могут достичь.
Однако, невзирая на все прогнозы медицинских светил, ровно через год Джинни Раффнер в инвалидной коляске, с повязкой на правом глазу, с не двигающейся левой рукой, плохо разговаривая, вернулась в свою мастерскую и приступила к любимой работе. Сложно даже вообразить как этой хрупкой женщине приходилось жить и бороться со своим недугом и инвалидностью. Но, уже пустя год она почти полностью овладела речью. А еще через год - вернулась координация левой руки. На пятый - Джинни снова научилась ходить, хотя и с тросточкой.
На сегодняшний день Джинни Раффнер, стоящая на пороге своего 70-летия, признанный художник по стеклу, она выставляется от США до Ирландии, Тайваня, Франции и Австралии. Еще до недавнего времени Раффнер много читала лекции и преподавала, а также много раз работала художником-резидентом в школах и университетах по всему миру.
Ее нынешняя работа в основном сосредоточена на крупномасштабных органических скульптурах, сочетающих стекло и бронзу. Совсем недавно она закончила масштабную работу из листового стекла в Сиэтле под названием «Городской сад».
Что любопытно, проведенное в 2016 году клиническое исследование показало, что мозг Джинни восстановился на 98%. Доктора считают, что восстановление тканей мозга после таких повреждений - чудо, но ещё большим чудом является дух хрупкой женщины, который позволил ей вернуться к любимой работе и достигнуть новых высот.
В технике лэмпворк работают многие современные мастера. Особенно впечатляющи эксклюзивные работы американского художника Р.Джейсона Говарда, выполненные из боросиликатного стекла, которые выдерживают от -80 до +525°С.