Счастливая случайность
Аполония Ракса появилась на свет в апреле 1941 года в городе Лида на территории современной Белоруссии. Когда же девочке было 2 года, её семья переехала в Лесники во Вроцлаве, а затем в город Еленя-Гура, где мама Полы работала швеёй, а отец занимался изготовлением шапок. Сама Пола училась в начальной школе № 4, а затем в общеобразовательном лицее имени Стефана Жеромского. После получения среднего образования будущая звезда экрана поступила на факультет польской филологии Вроцлавского университета.
Она никогда не мечтала о карьере актрисы, но судьбу Полы Раксы изменила случайность. Однажды после занятий она оказалась в кафе, где никогда до этого не бывала. Именно в это время и в этом месте обедал известный польский фотокорреспондент, приехавший во Вроцлав, чтобы снять какую-то девушку для конкурса, который проводил молодёжный журнал. В результате он уговорил на фотосессию Полу Раксу, именно её фотография и появилась на обложке журнала. Это и определило всю её дальнейшую судьбу.
Этот журнал попал в руки режиссёру Марии Каневской, которая просто не могла не обратить внимание на красивую блондинку. Последовало приглашение сняться в фильме «Сатана из седьмого класса», а затем предложения от режиссёров посыпались одно за другим.
Вскоре девушка забрала документы из университета и поступила на актёрский факультет Национальной школы кино в Лодзи. После получения диплома актриса была принята в труппу Лодзинского театра, позже перешла в Варшавский современный театр, где служила до 1986 года.
Кинокарьера Полы Раксы складывалась вполне успешно. Правда, несмотря на то, что её фильмография насчитывает около 30 работ в кино и сериалах, узнают актрису, прежде всего, по роли Маруси по прозвищу «Огонёк» из телесериала «Четыре танкиста и собака». К сожалению, звёздная роль определила и всю её дальнейшую профессиональную судьбу: Полу часто приглашали в кино, но играла она всегда похожие типажи.
Сама актриса признавалась: вряд ли кто-то согласился бы на такое ограничение амплуа, которое она получила в самом начале своей карьеры. После первых же сыгранных Полой ролей её приглашали воплощать образы красивых, простых и добросердечных девушек. Актриса даже мечтала о роли какой-нибудь злодейки.
Она пыталась выйти за рамки этого образа и даже в одном из эпизодов сериала «Капитан Сова на тропе» сыграла роль убийцы, но зрители тут же выразили своё недовольство. Они хотели, чтобы Пола Ракса не разрушала образ романтичной девушки и не были готовы принимать её в роли личности, способной на преступления.
Слава и одиночество
В 1967 году она снялась в главной роли в фильме Михаила Богина «Зося», где работала на площадке вместе с Юрием Каморным. Коллег связывали очень близкие отношения, ходили даже слухи о том, что Пола собирается замуж за Каморного. Позже актриса скажет, что отношения с Юрием изначально не имели никакой перспективы, якобы было в актёре что-то фатальное.
У красивой актрисы всегда было множество поклонников, но в мужья она выбрала режиссёра Анджея Костенко, в браке с которым на свет появился сын Мартин. Но долгожданного личного счастья Пола Ракса так и не обрела.
По воспоминаниям современников, Анджей Костенко никогда не был верным мужем, да и на роль главы семьи он никак не подходил. К тому же он был слишком ревнив и буквально изводил жену подозрениями. Доходило до того, что он запрещал Поле Раксе сниматься или играть в театре любовные сцены.
Спустя шесть лет брак распался, а Пола Ракса замуж больше никогда не выходила. Правда, был в её жизни роман с молодым актёром Богуславом Линдой, отношения с которым продлились 11 лет. Актёр жил в квартире Полы Раксы, что послужило поводом для конфликтов с сыном Мартином.
К сожалению, Богуслав Линда никогда не относился к актрисе столь же серьёзно, как она к нему. Он не собирался отказываться от разгульного образа жизни, протестовал против любых ограничений своей «свободы» и с удовольствием проводил время в обществе других женщин. В конце концов, Пола Ракса порвала с ним. Впоследствии её связывали непродолжительные отношения с режиссёром Мареком Пивовским, тоже закончившиеся крахом.
Жизнь после кино
В последний раз Пола Ракса появилась на экране в фильме «Похищение Агаты» в 1993 году. После этого актриса окончательно порвала с кино.
Пола Ракса вела колонку о моде в журнале «Республика», сдала квалификационные экзамены и получила диплом дизайнера, занималась созданием коллекций одежды и оригинальных театральных костюмов. В 1997 году она организовала собственную выставку картин, созданных в нетрадиционной технике на разных материалах. Но позже актриса решила окончательно уйти в тень.
Пола Ракса перебралась из шумной Варшавы в тихий Калушин, где поселилась в старом доме. Именно там, по её признанию, она чувствует себя в безопасности. Она предпочитает вести закрытый образ жизнь, не появляется на публике и отказывается от интервью. Общается она лишь с местными жителями, когда выходит в магазин за покупками.
С единственным сыном отношения у Полы Раксы остались очень прохладными. Он и сегодня не может избавиться от детских обид. Он отчаянно ревновал маму к работе, многочисленным поклонникам и огорчался из-за недостатка времени на него. Актриса же считает это самой большой своей ошибкой, но исправить сегодня уже ничего не может.
Пола Ракса никогда не стремилась быть в центре внимания или блистать в обществе. Она и сегодня остаётся совершенно равнодушной к славе. Именно поэтому никому не удаётся уговорить одну из самых известных и красивых польских актрис ХХ века на интервью или участие в светских мероприятиях. Не соглашается она и на съёмки документального фильма о себе, предпочитая скрывать свою жизнь от посторонних.
Советский зритель боготворил этих актрис с иностранными именами. Пола Ракса, Эва Шикульска, Барбара Брыльска, Беата Тышкевич с удовольствием принимали предложения от русских режиссёров о съемках в кино. Неизменно эти фильмы имели оглушительный успех. А ещё этим красавицам так нравились русские мужчины! Они и сегодня вспоминают свои русские романы с трепетной нежностью и ностальгией.