Но на вершину славы она поднялась лишь однажды, и тогда же встретила свою любовь, которая стала единственной в ее жизни. К сожалению, ее счастье было очень недолгим, а его цена – слишком высокой…
Об актерской профессии Дзидра Ритенберг (встречаются также варианты написания «Ритенберга» и «Ритенбергс») мечтала с юности, и после окончания студии Государственного драматического театра им. А. Упита она была принята в труппу Лиепайского драматического театра. В 28 лет она дебютировала в кино, и первая же роль принесла ей всесоюзную славу – она сыграла главную героиню в фильме «Мальва» по мотивам рассказов М. Горького. В 1957 г. этот фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, и Дзидра Ритенберг получила приз – Кубок Вольпи – как лучшая актриса. После этого «Мальву» демонстрировали во многих странах Европы, и кинокритики единодушно восторгались красотой и талантом латвийской актрисы.
В 1959 г. в Москве проходил Международный кинофестиваль, на который каждая из республик присылала своих представителей. В состав латвийской делегации вошли две самые яркие актрисы – Вия Артмане и Дзидра Ритенберг. Перед началом церемонии открытия кинофестиваля все актеры собрались в одном помещении. Вдруг дверь открылась, и в комнату вошел молодой актер Евгений Урбанский, который так же, как и Дзидра, прославился на весь Союз после дебютной кинороли – в фильме «Коммунист». Едва увидев латышскую красавицу, он тут же направился к ней и воскликнул: «А я вас знаю!» Дзидра улыбнулась в ответ и сказала: «И я вас тоже». С того момента он не отходил от нее ни на шаг. Так началась история, о которой актриса будет помнить потом всю жизнь.
Через 3 недели после знакомства Дзиздра попала в больницу – у нее были проблемы с сердцем, и нужна была срочная операция. Евгений навещал ее в больнице каждый день, а вот человек, которого она тогда ждала, не зашел ни разу. Дело в том, что до знакомства с Урбанским у актрисы был роман с Вячеславом Тихоновым. На тот момент он был женат, но их отношения с Дзидрой продолжались несколько лет. Но как только Тихонов узнал о том, что в больнице актрису навещает Урбанский, он, терзаемый ревностью, решил больше не появляться. Дзидра не смогла ему простить этой обиды и не вернулась к нему.
Евгений Урбанский боготворил Дзидру Ритенберг. Как только ее выписали, он повел ее под венец – боялся, что актриса вернется в Латвию и их роман завершится. Свадьба была роскошной, торжество устроили в «Национале». После этого семья поселилась в Москве – сначала в крохотной комнате на складе с декорациями, а позже – в отдельной квартире. Но бытовые условия не имели никакого значения, ведь Урбанский окружил жену заботой и вниманием. Позже она вспоминала: «Женя за очень короткий срок выучил латышский, чтобы только в Москве разговаривать со мной на моем родном языке. И чтобы секретничать на людях. А как по-другому? Если ты жену любишь, ты научишься говорить с ней на ее родном языке… У нас в гостях часто собиралась труппа цыганского театра «Ромэн». Мы очень дружили с семьей кинорежиссера Григория Чухрая, у которого Женя снимался в картинах «Баллада о солдате» и «Чистое небо», с поэтом Робертом Рождественским и его семьей, с партнером по сцене Евгением Леоновым. Закадычным другом мужа был Юрий Никулин. Часто к нам в гости приезжал из Ленинграда Иннокентий Смоктуновский, которого Женя просто обожал. Он мечтал о сыне и хотел назвать его Иннокентием в честь любимого друга и артиста».
В 1960-х гг. настал звездный час Дзидры Ритенберг: она выступала на сцене Московского театра им. К. Станиславского вместе с мужем, снималась в кино, получая одну за другой главные роли в фильмах «Гроза над полями», «Эхо», «Твое счастье», «Под одной крышей». Кинокарьера ее супруга тоже стремительно шла на взлет: после ролей в фильмах «Баллада о солдате», «Неотправленное письмо», «Чистое небо», «Большая руда», «Пядь земли» Евгений Урбанский превратился в одного из самых успешных, востребованных и популярных советских актеров.
А потом случилась беда, которая навсегда разделила жизнь латвийской актрисы на «до» и «после»: на съемках фильма «Директор» в Азии Евгений Урбанский решил самостоятельно выполнить трюк на «газике», машина перевернулась, и актер погиб. Дзидре сразу не осмелились сообщить об этом, ведь на тот момент она ждала ребенка. Через 3 месяца она родила дочь и в честь мужа назвала ее Евгенией.
Эта утрата сломала актрису. Через 2 года она вернулась из Москвы в Ригу, после чего ей пришлось сменить профессию. Дзидра рассказывала: «Я приехала на родину... Самое грустное, что и в Риге я была никому не нужна. Я это сама точно знала. И в театрах уже появилось более молодое поколение. Мое место как актрисы было занято моими бывшими сокурсницами. У меня было ощущение, что меня очень недружелюбно встречают в Риге. Ведь никому не нужна была новая «звезда». Это означало, что каким-то актрисам пришлось бы с моим приходом потесниться... Я должна была отнять у кого-то из этих «звезд» роли, славу, успех... И я ушла в режиссуру... Тогда была обида, сейчас она прошла... Я стала режиссером. Кстати, эта профессия меня очень изменила, я стала жестче, резче...».
В 1973 г. Дзидра Ритенберг окончила режиссерское отделение Латвийской консерватории им. Я. Витола и начала снимать фильмы на Рижской киностудии. Как актриса она появлялась на экранах лишь время от времени. Свою последнюю роль она сыграла в 1987 г., и с тех пор о ней ничего не было слышно. Только годы спустя стало известно о том, что актриса больше никогда не выходила замуж, вела очень замкнутый образ жизни, редко появлялась на людях и до конца дней не снимала со стены портрет своего единственного мужа. В 2003 г. Дзидра Ритенберг ушла из жизни в возрасте 74 лет. Для многих ее уход остался незамеченным – на экранах блистали уже совсем другие герои, и о звездах 1960-х гг. все давно забыли…
Почти 40 лет она хранила память о нем и продолжала любить: Короткий и яркий путь Евгения Урбанского.