Враг хвостатый и рогатый
Первые юмористические рисунки появились еще в Древнем Египте. С их помощью художники высмеивали врагов: черты обидчиков в карикатурах грубо искажали, пририсовывали им хвосты, рога и другие неприглядные особенности. В России карикатура ведет свою историю от народных лубочных картинок XVII века с лаконичными и юмористическими образами. Позднее, в XIX веке, комичные рисунки иллюстрировали сатирические статьи на страницах газет и журналов.
В Советском Союзе художники высмеивали капиталистов и империалистов, прогульщиков и бездельников, поднимали тему алкоголизма и пьянства. В политической карикатуре из номера в номер встречались образы империалистов с моноклем и мешком с деньгами, а также военных, полицейских и священников.
Юмористические картинки посвящали политике, проблемам общества и семьи, их рисовали на злобу дня. Как отмечал карикатурист и публицист Борис Ефимов, к началу 1920-х годов сатирические рисунки в советских газетах занимали особое место: на Западе карикатуры, как правило, служили для развлечения и публиковались в юмористических изданиях, в Союзе же они были средством пропаганды.
Дмитрий Моор: «Добьем фашистского зверя!»
Под псевдонимом Дмитрий Моор работал мастер графики Дмитрий Орлов. Он был одним из основоположников советского агитплаката: в 1920 году его работа «Врангель еще жив» вышла самым большим тиражом периода Гражданской войны — больше 65 тысяч экземпляров. Художник участвовал в создании журнала «Крокодил», его карикатуры публиковали в газете «Правда», в атеистическом журнале «Безбожник у станка» и других изданиях.
Злободневные рисунки Моора на политические темы и шаржи на иностранных политиков пользовались популярностью у читателей. Плакаты художника зло высмеивали врага: представителей Белого движения, священнослужителей и капиталистов.
В 1931 году вышел сборник карикатур Дмитрия Моора «Кто они такие», в него вошли 100 портретов зарубежных бизнесменов и политиков: промышленника Генри Форда, магнатов Рокфеллеров, политика Уинстона Черчилля. Моор сохранил портретное сходство: он писал, что «нужно так осмеивать достойное осмеяния, чтобы самое существо его не подверглось деформации». В карикатурах политики представлены как хозяева мира, помыкающие рабочими и простыми людьми.
Моор также создавал сатирические рисунки на религиозную тему. Особенно популярен был в народе гротескный образ бога Саваофа — старичка с бородой и в круглых черных очках, с нимбом над головой. Плакаты с призывами к конфискации церковного имущества в пользу голодающих, сатирическим изображением священнослужителей и верующих расклеивали в городах и селах недалеко от церквей.
Во время Великой Отечественной войны на агитационных плакатах художник изображал жестокость нацистов, к этому периоду относятся его работы «Зверь ранен. Добьем фашистского зверя!», «Ты чем помог фронту?». Сатирически он показывал руководство нацистской Германии — «Все на Г», «Людоед Гитлер». Рисунки сопровождали короткие авторские подписи, например «Фашизм идет! Долой границы, договоры, соглашения, совесть — все эти дикие демократические предрассудки, весь этот исторический хлам...». Карикатуры Дмитрия Моора формировали образ противника для населения в тылу и солдат на передовой, они показывали врага жестоким и глупым, и его легко побеждал герой — советский солдат.
Кукрыниксы
Творческий коллектив Кукрыниксов возник в начале 1920-х годов. Такое название образовалось из первых букв фамилий трех художников — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Мастера работали в гротескной манере, выступали на злобу дня. Популярность им принесли шаржи, карикатуры и книжные иллюстрации в сатирическом стиле.
«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой … То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».
Кукрыниксы
Первые рисунки художников были опубликованы в конце 1920-х, злободневная сатира и необычная подпись привлекли внимание читателей. Кукрыниксы сотрудничали с газетой «Правда», журналом «Крокодил» и многими советскими изданиями. Они создали серию ироничных рисунков «Старая Москва», на которых изобразили типичных москвичей, их привычки и образ жизни: коммунальные квартиры молодого города, бюрократию, неустроенный быт. Среди творческой интеллигенции были популярны шаржи Кукрыниксов на известных поэтов, писателей и литературных героев.
Художники участвовали и в создании сатирического образа фашистов. Военный агитационный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на московских улицах спустя несколько дней после начала Великой Отечественной войны. На плакате они изобразили коварное наступление Гитлера на СССР и разорванный Германией договор о ненападении. Вражескую атаку на плакате мужественно отражает советский солдат.
Рисунки художников публиковали в газете «Правда» на протяжении всей войны. Помимо плакатов, Кукрыниксы создавали листовки для солдат вермахта с призывом сдаваться в плен. Агитки массово забрасывали в тыл врага.
Виктор Дени: «Красной армии метла нечисть вымела дотла!»
Творческий путь художник-график Виктор Дени (Денисов) начал с юмористических бытовых зарисовок и шаржей на писателей и поэтов: Ивана Бунина, Леонида Андреева, Игоря Северянина. Художник мастерски передавал характерные черты героев, со временем дружеские шаржи все больше становились похожими на карикатуры.
В период Гражданской войны он создал плакаты «Капитал», «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала», «Антанта под маской мира». Зрители ценили остроумные карикатуры Дени, в них легко узнавались обобщенные образы представителей «старого мира» — кулака, попа, капиталиста. Художник изображал персонажей, подмечая их характерные черты: капиталист — толстый человек в черном костюме с золотой цепью, священнослужитель — не менее тучный, с большим золотым крестом. Эти образы соединились на рисунке художника «Деникинская банда».
В годы Великой Отечественной войны Виктор Дени создавал карикатуры для журналов и газет, небольшие рисунки на темы политики вошли в серию «Игрушки Дени» и «Елочные украшения Дени». Графические шутки публиковались с небольшими подписями автора, например «А вот, а вот! разоружение господ! И день и ночь разоружаются, а пушки прибавляются!».
Михаил Черемных: «Бросьте, братцы, богов бояться»
Советский карикатурист и мастер плаката Михаил Черемных был одним из основателей знаменитых «Окон сатиры РОСТА». В 1919 году художник предложил создать журнал-плакат с сатирическими рисунками на злободневные политические темы и развешивать листы в витринах пустых магазинов. Он был автором первого рисунка, появившегося в центре Москвы, в окне пустующей кондитерской. До наших дней эта работа не сохранилась, но известно, что ее посвятили наступлению Антона Деникина на Москву и поражению коммунистов в Венгрии. Вскоре в «Окна РОСТА» пришел поэт Владимир Маяковский, который не только писал тексты к плакатам, но и нарисовал некоторые из «Окон».
Первые плакаты выпускали в одном экземпляре раз в неделю и рисовали вручную, они были похожи на увеличенную страницу журнала. Затем их стали размножать при помощи трафаретов, количество доходило до 300 экземпляров.
Плакаты рассылали в 47 городов Советского Союза, их вывешивали в магазинах, на вокзалах, заборах и домах. Большие и яркие, с сатирическими карикатурами и остроумными стихами, «Окна» были такими же оперативными, как газеты, и доходчивыми, как плакаты. Черемных нарисовал несколько сотен «Окон РОСТА».
В газетах и журналах публиковали его карикатуры на международные темы. В них художник изображал собирательные образы военных, денежных магнатов и угодливых дипломатов. На листах Черемных капиталист показан в образе беспощадного хищника: толстый человек с хищным лицом, с острыми ногтями, напоминающими когти зверей. В карикатурах на темы производства и повседневной жизни художник обличал беспечность, зазнайство и равнодушие, его персонажи-«мишени» выходили смешными, но не уродливыми, мастер не прибегал к чрезмерному преувеличению.
Михаил Черемных считался признанным мастером религиозной сатиры. На атеистическом плакате «Сектант — кулацкий петрушка» в руках пастора-кулака изображена кукла в виде проповедника.
Художник был автором «Антирелигиозной азбуки» — издания, в котором сатирические рисунки с колкими двустишиями были расположены по алфавиту. Например, буква «Б» сопровождалась подписью «Бросьте, братцы, богов бояться», следующая страница гласила — «Вера вредна, вредней вина».
«Живые мишени» Бориса Ефимова
Карикатуры советского и российского художника Бориса Ефимова публиковали крупнейшие советские газеты, журналы «Крокодил» и «Чудак». Персонажами карикатур — «живыми мишенями» Ефимова были политики Уинстон Черчилль, Невилл Чемберлен, лидеры фашистов Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, сподвижник Гитлера — пропагандист Йозеф Геббельс.
Художник умело передавал портретное сходство, при этом точными штрихами давал психологическую характеристику своим персонажам. Некоторые рисунки становились причинами дипломатических протестов. Однажды на карикатуру Ефимова обиделся министр финансов Великобритании Остин Чемберлен. Дело дошло до разрыва отношений между странами, в дипломатической ноте говорилось: «грубо-оскорбительная и лживая карикатура, изображающая английского министра иностранных дел, аплодирующего казни литовских коммунистов».
В годы Великой Отечественной войны Ефимов выезжал в действующую армию, он был в курсе событий на передовой и находил там сюжеты для карикатур и плакатов. Вместе с художниками Дмитрием Моором, Виктором Дени и Кукрыниксами он делал рисунки для «Окон ТАСС», наследников «Окон РОСТА».
В послевоенное время меткие и лаконичные карикатуры Ефимова служили для читателей источником образов западных политиков. «Мишенями» для карикатуриста были преимущественно США как главный оплот мирового империализма и абстрактный капиталистический мир на Западе. В рисунках было много деталей и текста: название, подпись под изображением, поясняющие надписи. Эпиграф определял повод, по которому нарисована карикатура, им могла быть цитата из произведения или высказывание известного человека, как, например, на карикатуре «Их обуздают».
За годы работы Ефимов нарисовал десятки тысяч карикатур, плакатов, иллюстраций и шаржей. Он писал в воспоминаниях, что форма карикатуры понятнее и нагляднее литературной формы, потому что рисунок «переводит факты с языка логических понятий на язык зрительных образов».