Сталинская высотка у Красных Ворот, самая лаконичная и таинственная из «сестер»
677
просмотров
Здание на Садовой-Спасской, входящее в «семёрку» знаменитых московских сталинских высоток, уникально и неповторимо. Его общие жилые помещения не изобилуют украшательством, парадные не такие просторные. Однако даже при своей относительной лаконичности она вызывает восхищение и любопытство. И неслучайно, ведь с этим зданием связано немало интересных фактов. Вот лишь некоторые из них.

Лаконичность и величие

Дом был построен в 1951 году на пустующем участке, принадлежавшем Министерству путей сообщения (когда-то здесь был старинный квартал). Авторами проекта стали архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев, а также конструктор Виктор Абрамов. Архитекторы за этот проект получили Сталинские премии.

Так здание выглядит с высоты.

Центральная часть здания (высотой около 140 метров), спроектированная по принципу ярусности, включает 24 этажа, а боковые – по 11.

Изначально высотку планировалось разработать в стиле русского и казацкого (украинского) барокко, однако потом было решено спроектировать его в более сдержанном стиле при более спокойном внешнем оформлении. Тем не менее, высотка все равно получилась весьма нарядной и оригинальной – в частности, за счет того, что фасады центральной части здания отделаны известняком, а нижние этажи и стелы парадного входа – красным гранитом. Крышу главного корпуса венчает шатёр ярусного типа.

Верхняя часть здания.

Кстати, внучка Алексея Душкина, Наталья Олеговна, до сих пор живет в этом доме. Она тоже получила архитектурное образование, является историком архитектуры и градостроительства, имеет ряд научных работ и активно занимается охраной культурного наследия, за что получила ряд престижных премий.

Оформление ворот.

Экспериментальные методы

Строили здание на Садовой-Спасской четыре года, а стартовали работы одновременно с началом строительства остальных высоток – в день 800-летия Москвы. Говорят, выбирая дату строительства «небоскребов», Сталин советовался с астрологами. А курировал строительство высоток Берия, который, кстати, в юности учился на архитектора.

Нижние этажи облицованы красным гранитом.

Проект дома на Садовой-Спасской, как и проекты других сталинских высоток, был весьма смелым, учитывая то, что необходимого опыта, техники и материалов для такой работы у московских градостроителей в те годы еще не было.

Специально для строительства высоток, возводить которые решили из монолитного железобетона, были построены заводы в подмосковных Люберцах и Кучине, конструкторами был разработан особый тип башенного крана, способный поднимать до 15 тонн. Кроме того, такие краны могли самостоятельно поэтапно подниматься с этажа на этаж по мере возведения здания. Также были разработаны специальные кирпичи и пустотелые керамические камни, для чего в Подмосковье также был специально построен завод.

Строительство здания.

А еще при возведении этой высотки советские инженеры впервые использовали технику заморозки плывунных грунтов (а земля в этих местах непростая – супеси, суглинки, пески). Как известно, в цокольной части дома расположен один из входов в метро, и работы по строительству подземки и небоскреба на Красных Воротах шли одновременно.

Метод заморозки применили с целью сделать максимально широкий котлован для станции подземки. Рабочие вырыли более двух сотен скважин глубиной по 27 метров и еще 110 – для строительства эскалаторного тоннеля. В них поместили трубы, в которых компрессоры гоняли охлажденный раствор хлористого кальция. А чтобы здание не просело после того, как строительство завершится и грунт оттает и просядет, высотку начали возводить с небольшим (16 см), но заметным уклоном. Идея казалась рискованной, однако расчёты инженеров Якова Дормана и Виктора Абрамова оказались верны: как только грунт оттаял, здание встало в вертикальное положение. Причем, окончательно выпрямился дом только в начале 1960-х.

Необычный ракурс.

Непростые жильцы

Здание у Красных Ворот должно было стать центром нового архитектурного ансамбля и вместе с высоткой на Комсомольской площади (гостиницей «Ленинградская») образовать этакий «парадный вестибюль столицы».

Центральная часть здания изначально проектировалась для правительственных учреждений (в частности, там разместилось Министерство транспортного строительства) и только в боковых крыльях предусматривались жилые квартиры (в каждой – от двух комнат и больше).

Центральная часть изначально задумывалась как административная.

Причем эти квартиры предназначались явно не для простых смертных. Согласно постановлению Совмина СССР, при проектировании зданий высоток архитекторы и инженеры должны были изначально предусмотреть оснащение их самыми современными техническими средствами, включая лифты, водопровод, дневное освещение, телефонизацию, отопление, систему кондиционирования воздуха и пылеудаления. У каждого подъезда дома у Красных Ворот было оборудовано свое бомбоубежище.

Фрагмент здания.

В пятикомнатных квартирах, словно в дореволюционных богатых доходных домах, рядом с каждой кухней была предусмотрена комнатушка для домработницы. Кроме того, в кухнях уже изначально имелись холодильники и встроенная мебель.

Под домом размещался гараж, рассчитанный на три десятка автомобилей. В одном из жилых корпусов высотки работал детский садик.

Фрагмент здания.

Основную часть жильцов составляли сотрудники Министерства путей сообщения и прочих ведомств, а также заслуженные деятели образования и медицины. В пятикомнатные квартиры селили в основном министров и их замов. Среди наиболее известных жильцов дома на Садовой-Спасской были президент АН СССР Мстислав Келдыш, актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков.

В подъезде.

Легенды и мифы

Как и у любого старинного дома, у высотки на Красных Воротах есть свои легенды. Одна из них связана с личностью академика Келдыша. Старожилы рассказывали, что однажды в здании завелись блохи и клопы, извести которых жильцам никак не удавалась. Помог Мстислав Всеволодович: якобы в своих научных лабораториях он разработал чудодейственное средство для уничтожения кровососущих, и после обработки им квартир клопы и блохи исчезли.

У этой сталинской высотки есть свои легенды.

Вторая легенда – про хохочущего призрака. Согласно этому преданию, в доме жила супруга крупного начальника, и в нее был влюблен сосед – простой чиновник. Чтобы произвести впечатление на красотку, мужчина как-то рассказал ей политический анекдот. Жена по наивности пересказала его супругу, а тот донес куда следует. Неудачливого воздыхателя арестовали и поместили в психбольницу, где он и сгинул. Ну а его призрак якобы до сих пор бродит по коридорам высотки, издавая леденящий душу хохот.

Фрагмент здания.

Ходил среди жильцов и еще один слух, который, вполне может иметь под собой основания. Якобы из бомбоубежищ этого здания есть потайные подземные ходы к неким секретным правительственным объектам.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится