Илья Галкин
В небогатой семье Галкиных, которая жила в Петербургской губернии, родился в 1860 году мальчик, которого назвали Ильей. С детства ученик сапожника интересовался живописью, но его талант оставался незамеченным до тех пор, пока на него не обратил внимание один из заказчиков. Молодого человека устроили в художественную школу.
Когда молодому человеку исполнилось 23 года, его перевели в вольноприходящие ученики Академии художеств. Еще пять лет он посещал занятия, а с 1894 года был допущен к написанию портретов членов императорской семьи. С натуры он написал в 1895 году портрет Николая Александровича, а еще через год он стал автором ростового портрета Николая II, который был размещен в актовом зале торгово-коммерческого училища. Галкин скончался в 1915 году, а портрет императора остался висеть в училище до революции.
Владислав Измайлович
Петербургский график и живописец-акварелист Владислав Измайлович окончил ЦУТР барона Штиглица. В годы учебы он за символическую плату помогал своему учителю Николаю Кошелеву: прорисовывал и копировал эскизы для мозаик и росписи храма Спаса на Крови.
В 1896 году он уехал из России на два года — жил в Риме, в Берлине и Париже. На родину он вернулся в 1898 году. Надо сказать, что Измайлович воспринял революцию вполне позитивно и в январе 1918 года написал первый в истории портрет с натуры В. И. Ленина.
Работа стала столь успешной, что еще несколько лет художник несколько раз ее повторял, а портреты его кисти печатались миллионными тиражами, их использовали на листовках и открытках. Параллельно творчеству художник преподавал, в том числе и в школе № 206, которая находилась на набережной Фонтанки. Она была основана на месте, где прежде располагалось торгово-коммерческое училище, в котором после смерти автора висел портрет императора.
Новый портрет
Наверное, нам уже никогда не узнать, что сподвигло В. Измайловича написать портрет вождя в год его смерти столь необычным способом. Возможно, он понимал, что вечной не будет советская власть и рано или поздно история все расставит на свои места.
Существует версия, что тотальный дефицит 20-х годов подтолкнул художника к этому шагу. Надо сказать, что в то время было распространено вторичное использование холстов, таких примеров в Русском музее предостаточно.
Измайлович, рискуя свободой и репутацией, решил закрасить портрет императора особой краской, которую при желании можно было снять обычным мылом. На обратной стороне холста он написал портрет Ленина на фоне Петропавловской крепости. Специалисты утверждают, что портрет не отличался высоким уровнем художественного мастерства, но отвечал духу времени, поэтому было решено повесить полотно в учебном заведении.
Почти вековое забвение
С тех пор почти 90 лет портрет Николая II считался утраченным, со временем о нем просто забыли. При этом портрет Ильича всегда оставался в центре внимания. Рядом с ним устраивали линейки, принимали октябрят в пионеры, проводились различные мероприятия.
Никто не мог и предположить, что за изображением Ленина кроется портрет последнего русского императора. Картину пришлось приподнять, поскольку в школьном актовом зале сделали сцену и картина перестала умещаться в предназначенной для нее нише. Полотно не покидало школы, где от рамы отломали красивую лепнину, чтобы избавиться от символики императора.
Счастливая случайность
Картина могла провисеть на прежнем месте еще несколько десятилетий, если бы не случай. В 70-е годы школьник случайно повредил полотно. Поскольку нижняя часть картины была довольно слабой, она серьезно пострадала. Однако вместо реставрации портрета вождя, на которую не было средств, поврежденную часть просто замаскировали красной тканью.
Реставрация
Еще почти сорок лет картина висела в актовом зале. В 2010 году встал вопрос о ее реставрации. Руководство школы обратилось за помощью к экспертам Русского музея. Сотрудники тщательно изучили оторванный фрагмент полотна и сделали сенсационный вывод: на оборотной стороне холста есть второе изображение.
На реставрацию и восстановление картину взяла Академия им. Штиглица. Именно там и было сделано открытие. В нижней части холста обнаружили многочисленные разрывы — реставраторы решили, что это следы от ударов штыков революционеров. После рентгеновского исследования полотна обнаружилась еще одна любопытная деталь: голова Николая II практически полностью совпадает с головой Ленина.
Руководитель пресс-центра академии Алексей Абакумов вспоминал, что в течение трех лет студенты под руководством профессора Поцелуевой восстанавливали картину. Теперь все желающие могут увидеть оба восстановленных портрета, посетив музей Академии Штиглица.