В семье Татьяны Дорониной никто не имел отношения к миру искусства. Они жили бедно, ютились в коммунальной квартире, но при этом дали двум дочерям высшее образование. Еще в школе Татьяна увлеклась театром и начала заниматься в кружке самодеятельности. Платья для спектаклей мать шила ей из марли. После окончания школы она прошла отбор во все столичные театральные вузы, но выбрала Школу-студию МХАТ. Мать Татьяны искренне недоумевала по поводу того, что ее дочь готовы были принять во всех вузах: «Неужели не могли найти никого получше?» Ее однокурсником был Олег Басилашвили, который стал ее первым мужем. Следом за ним она после завершения учебы отправилась в Волгоград, куда актер попал по распределению. Этот брак продлился 8 лет.
В 22 года Татьяна Доронина дебютировала в кино. Поначалу ей доставались эпизодические роли, и только после 30 лет актриса начала получать главные роли. Всесоюзная популярность пришла к ней в 34 года, когда на экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». На экранах актриса выглядела мягкой, женственной, нежной, а за кадром отличалась довольно жестким и твердым характером. Во время съемок у нее случались конфликты с режиссером, из-за чего коллеги назвали их совместную работу битвой титанов. Актриса Людмила Максакова однажды дала очень точную, лаконичную и емкую характеристику Дорониной: «Характер тяжелый с уклоном в невыносимость, но женщина потрясающая». Андрей Кончаловский добавлял: «Она была безумно и как-то совсем не по-советски красива: синие-синие глаза, кукольное лицо, грива длинных светлых волос. И, несмотря на весь этот нежный облик, было в ней что-то хищное, даже дьявольское. Я не мог выдержать ее взгляд дольше трех секунд. Никто не мог».
Лиознова говорила, что Доронина во время съемок довела ее до приступа. Наверное, строптивая актриса была единственным человеком, которому она решила пойти на уступки. Ее друг Вячеслав Шмыров признавался: «Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила. В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал... Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены».
Как бы то ни было, результат их совместной работы оказался очень успешным: в 1968 г. фильм «Три тополя на Плющихе» посмотрело 26 млн зрителей, в 1970 г. Дорониной присудили премию за лучшую женскую роль на IV Всесоюзном кинофестивале в Минске, а по результатам опроса журнала «Советский экран» Татьяну Доронину 2 года подряд признавали лучшей актрисой в СССР. После выхода на экраны фильма «Еще раз про любовь» она окончательно закрепилась в статусе кинозвезды первой величины.
В кино Татьяна Доронина снималась немного. Кинокритики называют одной из лучших ее работ главную роль в фильме «Мачеха» 1973 г. Ее кинокарьера продлилась всего около 30 лет, и хотя за это время Доронина сыграла немало главных ролей, зрители ассоциировали ее прежде всего с героиней фильма «Три тополя на Плющихе». На экранах она чаще появлялась в телеспектаклях, а после 1987 г. и вовсе перестала сниматься в кино. В театре у Татьяны Дорониной было намного больше ярких ролей. Она блистала на сценах «Ленкома», БДТ, Театра им. В. Маяковского, Московского драматического театра «Сфера» и МХАТа.
В 1987 г. Татьяна Доронина стала художественным руководителем МХАТа им. М. Горького и театральным режиссером и с тех пор всю свою жизнь посвятила этому театру. После раскола театра бывший его руководитель Олег Ефремов, ее знаменитый партнер по театральной сцене и фильму «Три тополя на Плющихе», предлагал Дорониной остаться с ним, но она приняла решение возглавить часть труппы, оказавшейся «за бортом». Хотя она всегда уважала Ефремова как актера и режиссера, раскола МХАТа так и не смогла ему простить.
На протяжении 30 лет Татьяна Доронина оставалась бессменным руководителем МХАТа им. М. Горького. В декабре 2018 г. она написала заявление об уходе по собственному желанию, и с тех пор ходило немало слухов о том, что ее вынудили уйти с этой должности. Поскольку в театре после этого она больше не появлялась, к новому художественному руководителю МХАТа Эдуарду Боякову возникло множество вопросов о причинах демарша Дорониной. По его словам, гримерка Дорониной сохранилась за ней до сих пор – так же, как и ее личный кабинет. Но актеры театра после ее ухода даже записали видеообращение к президенту России с требованием вернуть ее на должность худрука. По их мнению, Доронину попросту ввели в заблуждение, предложив стать почетным президентом театра, но отобрав при этом все полномочия и лишив прав на творческое руководство.
Актриса 5 раз выходила замуж, но все ее браки были непродолжительными. С 1985 г. и до сих пор Татьяна Доронина остается одна, детей у нее нет. Все ее супруги утверждали, что ее единственной страстью всегда оставался театр. А сама она по поводу своих браков говорила: «Никогда не любила бабских откровений. Скажу лишь, что выходила замуж, только если испытывала искреннее, сильное чувство. А когда оно уходило – с мужьями расставалась». Тем большей трагедией обернулся для нее уход с должности худрука. По словам близких, Доронина переживала это событие очень тяжело, перестала общаться даже с друзьями и с тех пор ведет затворнический образ жизни и не появляется на публике. Она не дала ни одного комментария прессе и уже 2 года хранит молчание по поводу своего увольнения.
В связи с продолжительным молчанием Дорониной появились слухи о плохом состоянии ее здоровья, хотя точной информации об этом до сих пор нет. Подруга Дорониной говорит по этому поводу: «Как она может себя чувствовать, если лишилась своего дела, а с ним – и смысла жизни?» Актер Андрей Чубченко утверждает: «Татьяну Васильевну никто не скрывает. Это выбор Татьяны Васильевны. Она стала затворницей, великой молчальницей. Это ее выбор». Остается только надеяться на то, что артистка пребывает в добром здравии и все же найдет в себе силы вернуться в родной театр, где ее ждут и коллеги, и зрители!