На самом деле никто не знал ни точной даты ее появления на свет, ни ее настоящего имени – семья была вынуждена уничтожить все документы, а сама актриса всю жизнь скрывала эти факты…
Настоящее имя Галины Макаровой – Агата (Агафья) Чехович. Ее дед был священником, а отец – офицером царской армии. Во время Первой мировой войны он служил в ставке царя и за усердие получил от самого государя в подарок серебряный поднос и чайный сервиз. Потом он воевал в армии Деникина, в Крыму у него была возможность вместе с другими белогвардейцами отправиться на корабле за границу, но он вернулся в поселок Старобин в Белоруссии, где его ждала жена с детьми. В 1921 г. его арестовали и посадили в тюрьму. Чтобы избежать расправы, его родные были вынуждены уничтожить все документы, связывающие их с именем Климентия Чеховича. В новом паспорте Агаты указали фамилию матери – Апанащик, и записали неверный год рождения. Позже она подсчитала, что на самом деле родилась не в 1919 г., а в 1916 г.
В 16 лет Агата переехала в Минск. Там она работала домработницей и санитаркой, а позже отец подруги обратил внимание на ее артистизм и посоветовал поступить в студию при театре. Там она взяла псевдоним и выступала под именем Галина – по мнению коллег, имя Агафья было простоватым и «слишком деревенским» для актрисы. В юности она увлекалась конным спортом, метанием копья и мотоспортом, в 20 лет став чемпионкой республики по мотокроссу.
После окончания учебы в студии Галина выступала на сцене Первого Белорусского драматического театра. Однажды спектакль с ее участием увидел офицер Иван Макаров – и влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре он сделал ей предложение, и Галина ответила согласием. После замужества она взяла фамилию супруга. Вместе они переехали в Москву, в 1941 г. у пары родился сын Эдуард. В начале войны Иван Макаров ушел на фронт, а Галина с сыном отправились в эвакуацию. Муж вернулся с войны целым и невредимым, вот только приехал он не один – его сопровождала «походно-полевая жена». Он заявил о том, что хочет развестись с Галиной и предложил ей с сыном переехать к его матери. Предательство мужа стало для нее тяжелым ударом, она так и не смогла этого ему простить. После развода актриса решила вернуться в Минск, в родной театр.
Ее коллегой по сцене стал актер Павел Пекур, который принялся за ней ухаживать. Вскоре они поженились, в 1951 г. у них родилась дочь Татьяна. Позже она рассказывала, что мать очень уважала и ценила Павла, но при этом всю жизнь продолжала любить своего первого мужа. А Макаров никогда не верил в то, что она сможет добиться таких успехов, и удивился, когда она получила звание народной артистки СССР. Он обижался на то, что актриса никогда не звонила ему, приезжая в Москву, и даже не догадывался, что на самом деле происходило у нее в душе. Его предательство было не единственным ударом, который он ей нанес. Когда их сыну было 12 лет, Макаров потребовал, чтобы он переехал к нему. Конечно, Галина не хотела расставаться с сыном, но бывший муж пригрозил ей, что раскроет правду о ее происхождении, что могло бы разрушить ее жизнь. И актрисе пришлось согласиться. С тех пор Эдуард жил в Москве, а на каникулы приезжал к матери. Он получил хорошее образование и построил блестящую карьеру, став личным помощником Михаила Горбачева.
В театре Галина Макарова была настоящей звездой. Драматург Андрей Макаенок специально под нее писал роли в своих пьесах, которые затем Галина Макарова блестяще воплощала на сцене. Ее муж, которому всегда доставались роли второго плана, никогда не испытывал по этому поводу творческой ревности и не переживал из-за того, что оказался в тени знаменитой супруги, – он искренне радовался за нее и гордился ею. Они оба умели расставлять приоритеты – Галина Макарова не гналась за славой, и на первом месте и у нее, и у Павла Пекура всегда оставались семья и дети.
Кинокарьера Галины Макаровой началась очень поздно, на тот момент ей было уже около 40 лет. Первые роли не принесли ей популярности – это были совсем небольшие эпизоды, ее имя даже часто не упоминалось в титрах. Ей доставались малоприметные роли нянечек, кассирш, крестьянок, вахтерш, уборщиц и прочих «женщин из народа». Первую главную роль актриса получила только в 60 лет в фильме «Вдовы», после которого к ней пришел первый громкий успех. Многим зрителям запомнились и другие яркие образы, созданные Макаровой: бабушка Агаша в фильме «Молодая жена», билетер в цирке из «Удивительных приключений Дениса Кораблева», ветеран в фильме «Контрольная по специальности», Матрена в драме «Белые росы», главная героиня из «Прощания славянки», Прасковья в фильме «Белые одежды» и др.
Чаще всего ей предлагали роли бабушек главных героев. С одной стороны, Макарова радовалась многочисленным предложениям и охотно на них соглашалась, ведь именно эти образы и принесли ей всесоюзную славу и негласный титул «всесоюзной бабушки» и «истинно народной» актрисы. С другой стороны, ее огорчала однотипность сыгранных ролей.
Несмотря на обширную фильмографию и всенародное признание, ее актерский талант все же не был реализован в полной мере. Ее дочь Татьяна говорила о ней: «Ни один человек в театре не знал о ее происхождении. Она молчала и вечно строила из себя простолюдинку. Хотя потом эти бабки, которых она играла, так ей надоели. Ведь в молодости она была разноплановой актрисой – и Шекспира играла, и русскую классику. Она хотела для себя масштабной исторической роли».
Галина Макарова часто шутила, что, если бы не стала актрисой, была бы председателем колхоза – ей очень нравилось работать на земле, а ее любимой отдушиной была дача в 30 км от Минска. Там она проводила все свободное время, выращивая цветы. Одних пионов у нее было более сотни кустов! Актриса выписывала журнал «Цветоводство» и по найденным в нем адресам рассылала письма с просьбой прислать ей семена редких растений. Она гордилась тем, что даже эдельвейсы росли у нее на даче. Там она провела и свои последние дни. В сентябре 1993 г. ее не стало. Ее внучка Анастасия сказала о ней прекрасные слова, которые могли бы вслед за ней повторить и кинозрители: «Для меня главным качеством в ней оставалась ее подлинность. Она была настоящей! И все мы учились у нее не фальшивить; не казаться, не воображать себя кем-то, а быть собой».
Галина Макарова не считала себя кинозвездой, ее имя вряд ли вспомнит большинство зрителей, но созданные ею образы навсегда остались в памяти у многих: За кадром фильма «Молодая жена».