Каждый из нас в детстве испытывал страх. Кто-то боялся ночных монстров или мышей, чего-то грызущих прямо у твоего уха за стенами старого деревянного дома у бабушки в деревне. Обладатели более богатого воображения ночью в холодном поту всматривались в чудовище с огромными руками-когтями, свисавшего с потолка, но утром превращавшегося в обычную люстру. А гуляя вечером вдоль реки, многие «видели», как из ее глубины смотрит ужасный водяной. Но стоило подойти поближе - и чудище сразу становилось обычной старой рыболовной сетью.
Но из-под кисти одного норвежского художника вышли буквально все ваши ночные кошмары. И после просмотра его работ ходить ночью на кухню за водой бывает так же страшно, как в далеком детстве. Этим «маэстро ужаса» и по сей день остается Теодор Северин Киттельсен (Theodor Severin Kittelsen, 1857-1914). Он родился в крошечном норвежском городке Крагерё.
У Норвегии достаточно богатая мифология, не менее запутанная и интересная, чем русская или румынская. Конечно, Теодор в детстве слушал истории о троллях и духах, которые уже в раннем возрасте сложились в голове мальчика в своеобразную основу для его будущих картин.
Фундаментом личности художника стали окружение и эпоха. А родился Теодор в семье купца и был вторым ребенком из восьми. После смерти отца на его плечи легла обязанность содержать многочисленное семейство. Он даже ездил в Кристианию (так раньше называлась столица Норвегии), где подрабатывал учеником маляра.
Чуть позже Теодор попал под покровительство крупного мецената и любителя искусства Дидриха Мария Ола (Diderich Maria Aall), который помог будущему мастеру поступить в школу искусств в Кристиании. Ол оплатил обучение не только в этом заведении, но и в школе в Мюнхене.
Первой серьезной работой Киттельсена был заказ на иллюстрации к трёхтомному изданию норвежских народных сказок. Его он выполнял вместе с немецкими художниками Эриком Вереншёллем и Отто Синдингом.
Теодор много путешествовал. Но в 1887 году он вернулся в Норвегию. Тоска по родным краям взяла свое. Художник получил работу смотрителя маяка на острове Скомвар.
Именно местная природа вдохновила его на ряд работ, которые в дальнейшем превратятся в настоящие серии и будут изданы отдельными книгами. Текст к ним также будет написан самим художником. Именно на старом маяке из-под его кисти и пера выйдут такие работы как «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten) и «Колдовство» (Troldskab).
Но главная работа, по которой и вспоминают Киттельсена, «Чёрная смерть», на норвежском именуемая Svartedauen. Как видно из названия, знаменитая работа посвящена эпидемии чумы, которая в середине XIV века унесла миллионы жизней, опустошив Норвегию.
Работы из этой книги поистине ужасают. Глядя на иллюстрации, невольно чувствуешь, что по спине пробегают мурашки, хочется зажмуриться, потому что кажется - мыши с картины «Мышиный город» вот-вот побегут по тебе. А иллюстрация «Чума на ступенях» надолго отбивает желание даже мимоходом взглянуть в люки или лестничные пролеты.
Но излюбленной темой автора были тролли. Конечно, в интерпретации Киттельсена они – отнюдь не милые домовые с детских картинок и не красочные поющие ребята из мультиков. Это ужасные монстры, притаившиеся в подворотнях ночного селения и ждущие, когда ты оступишься или завернешь куда-то не туда.
Теодор Киттельсен по сей день остается одним из самых узнаваемых художников Норвегии. Его картины наполнены страхом, который перемешивается с ощущением абсолютного и неотвратимого зла. Если вы хоть раз видели его работы — будьте уверены, что образы монстров не раз явятся вам в самых ужасных ночных кошмарах. А проходя ночью мимо озера или большой лужи, на всякий случай обернитесь — возможно, к вам уже тянется холодная, зеленая и о-о-очень страшная рука водяного.