О детстве и юности Якопо сегодня известно очень мало, но самым ярким фактом из раннего периода его биографии принято считать попытку учиться художественному ремеслу у самого Тициана. В мастерской известного мастера Тинторетто задержался всего на десять дней, после чего именитый наставник приказал своему помощнику отпустить юного художника. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Вероятно, по этой причине, сам того не желая, Тициан оказал прямое воздействие на ранний этап творчества Тинторетто. В чисто тициановской манере художник писал свои первые портреты, а достичь совершенства в этом жанре ему помог врожденный талант и постоянное изучение анатомии. До самой старости он упражнялся в рисовании не только с натуры, но и со скульптур и манекенов, поэтому позже при его мастерской нашли богатое собрание слепков.
Художник писал смело, быстро и свободно, из-за чего многие упрекали его в поверхностной и небрежной манере живописи. Но, вопреки расхожему мнению, Тинторетто придавал колоссальное значение рисунку, постоянно повторяя одни и те же слова:
«Краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой»
Подготовка любой картины была необычайно тщательной: художник много раз продумывал композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, и менял колорит.
Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника. В них привлекает не внешнее и телесное, а внутреннее и эмоциональное.
Благородная серьезность и аристократическое изящество наблюдаются в «Мужском портрете с золотой цепью», а насыщенное духовное выражение нашло свое место в работе «Альвизе Корнаро». Позднее у портретов Тинторетто появилась заметная особенность: персонажи по-прежнему смотрели прямо в глаза зрителя, но не видели его, потому что их внимание обращено в собственный внутренний мир. Подобная замкнутость окрашивалась оттенком меланхолии, заставляя угадывать настроение и причину глубоких размышлений героя картины.
Портреты Тинторетто только упрочили славу их создателя, но заговорили о нем еще в 1548 году, когда свет увидела картина «Чудо святого Марка». Она стала началом значительного подъема, и художник больше не чувствовал острой нужды в заказах.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Композиция этой картины построена с использованием фосфоресцирующих пятен, с помощью которых передается ощущение морского шторма.
Через два года Тинторетто познакомился с членами Братством святого Роха, которые в то время приступали к украшению своего дворца. Для этого они организовали конкурс среди прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Но «состязание великих» не состоялось. Дерзкий Тинторетто явился без предварительных эскизов, а показал свою уже законченную картину «Святой Рох во славе», которую пообещал отдать безвозмездно.
Было принято решение поручить заказ именно Тинторетто, и с тех пор между художником и Братством началось тесное сотрудничество.
Буквально через год после начала работы была закончена первая картина «Распятие», которая является одним из самых больших в мире живописных полотен.
Позднее в дополнение к ней были написаны «Восхождение на Голгофу» и «Христос перед Пилатом».
Но самой выдающейся картиной на религиозную тему стала «Тайная вечеря», окончательный вариант которой художник создал в последний год жизни. И сюжет, композиции, и ее персонажи – все здесь «работает» на замысел и в то же время отличается от канонической евангельской трактовки события. Впервые в искусстве итальянского Возрождения художник изображает не традиционный момент предчувствия предательства, а утверждение таинства плоти и крови Христа.
Эта последняя работа стала своеобразным творческим завещание живописца, который был настолько деликатен, что в своих творениях не счел возможным упомянуть свое имя. Отдавая дань великим предшественникам, он говорил: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».