Майкл Крайтон, «Парк Юрского периода»
Это произведение стало классическим примером технотриллера, да к тому же ещё и самым известным благодаря потрясающей экранизации Стивена Спилберга. По сути, Крайтон объединил в «Парке Юрского периода» множество идей и тем научной фантастики, от генной инженерии до проблемы компьютеров. И у писателя оказалось множество последователей, подхвативших использованные им идеи.
Герберт Уэллс, «Война миров»
Особая ценность данного произведения в том, что автор открыл сразу несколько разных направлений. Герберт Уэллс первым в своём произведении «допустил» вторжение на Землю пришельцев, а ещё он представил читателям несколько поведенческих моделей людей в экстремальной ситуации. По сути, автор предсказал, как могут вести себя люди во время мировых войн.
Артур Кларк, «2001: Космическая Одиссея»
Автор показал, какой может быть серьёзная научная фантастика. В ней может не быть пришельцев и поединков с ними, может отсутствовать оружие и космические супергерои. Тем не менее, рассказ об экспедиции к Юпитеру настолько реалистичен, что кажется не сказкой, а былью.
Айзек Азимов, цикл «История будущего»
В этом цикле впервые в научной фантастике представлена подробная история будущего, сведённого к законам, похожим на математические формулы. В интерпретации Азимова помочь человечеству выжить смогут учёные, а никак не политики и тем более, не военачальники. И 20 тысяч лет хроники могут стать тому подтверждением.
Робер Мерль, «Мальвиль»
Это своеобразная хроника выживания людей, оставшихся после ядерной войны. Здесь спасение не является гарантией последующей возможности жить. Любое заболевание может привести к смерти, ибо разрушенная цивилизация жестоко мстит отсутствием врачей, лекарств и вообще любой помощи.
Филип К. Дик, «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Считается, что это произведение является первым образцом киберпанка, хотя такого термина в то время, когда книга Филипа К. Дика увидела свет, ещё не существовало. Автору вообще характерно представление будущего в весьма мрачном свете, а люди в этой темноте склонны сомневаться во всём, даже в том, существуют ли они на самом деле.
Роберт Хайнлайн, «Звездный десант»
Произведение американского писателя-фантаста вызвало серьёзный скандал из-за того, что в нём отчётливо читалась пропаганда милитаризма и фашизма. Однако автор закладывал в «Звёздный десант» несколько иной смысл. Он пытался показать идеальное, в его представлении, мироустройство, где долг перед обществом ценится превыше всего на свете.
Уолтер Миллер, «Страсти по Лейбовицу»
Роман стал классикой постапокалипсиса. Действие этого произведения разворачивается на протяжении тысячелетия, от возрождения до новой катастрофы, а красной нитью через него проходит идея о том, что религия вряд ли сможет спасти человечество. Но что может стать спасительной альтернативой?
Айзек Азимов, сборник «Я, робот»
Рассказы автора о развитии взаимоотношений человека и роботов стали уникальными в своём роде, хотя впервые эту тему поднял ещё Карел Чапек. Но у Азимова главная идея его рассказов кроется не в возможностях искусственного интеллекта, а в способностях человека сохранить собственную духовность и нравственность.
Альфред Элтон Ван-Вогт, «Слэн»
Роман стал первым серьёзным произведением, в котором речь идёт о биологических мутациях, способных перевести человечество на другую ступень эволюции. К тому же автор поднимает весьма важную тему: может ли человек изобрести то, что приведёт его самого к гибели?
Уильям Гибсон, «Нейромант»
Классика киберпанка со всеми знаковыми приметами данного направления. Автора считают пророком наступившей цифровой эры, в которой процветают не только технологии, но и киберпреступность. Благодаря Гибсону в современном языке появились своеобразные компьютерные жаргонизмы.
Джон Уиндэм, «День триффидов»
Основной идеей романа стало спасение человечества благодаря объединению и взаимопомощи перед лицом реальной угрозы. Джон Уиндэм положил начало волне романов-катастроф, хотя последующие произведения далеко не всегда отличаются столь оптимистичным, как в «Дне триффидов», сюжетом.