Триора: красоту итальянского городка омрачает ужасная слава времен Средневековья
573
просмотров
Все знают историю о салемских ведьмах: женщинах и мужчинах, что были обвинены в колдовстве и казнены в пуританском Салеме. В католической Италии тоже есть подобное местечко: городок Триора, расположенный в регионе Лигурия. В 1587 году здесь произошли ужасные события, о которых жители Триоры помнят по сей день.

Маленький городок на границе Франции и Италии. Старинные дома, стены которых сложены из крупного камня. Катки с цветами на улицах. Изгороди, утопающие в буйно разросшемся плюще и диком винограде. Знаменитые лигурийские каменные террасы с зелеными летом и желто-красными осенью виноградными лозами. Со стороны Триора производит впечатление типичной пасторальной итальянской деревушки, коих так много в стране.

Но это лишь на первый взгляд. Когда же присматриваешься внимательнее, замечаешь массу нетривиальных деталей. Вот дорожный знак, на котором изображена ведьма на помеле. На парковке к столбу с информацией о тарифах прислонены метла.

На стенах сувенирных магазинчиков подвешены многочисленные фигурки Бефаны – ведьмы, которая согласно итальянским поверьям приходит к детишкам в канун праздника Богоявления, а потому ее изображениями украшают кафе, рестораны и сувенирные лавки в преддверии 6-го января, тут же их не снимают круглый год.

Впрочем, Бефаны в Триоре не одиноки. В деревушке имеется и несколько памятников ведьмам из бронзы: одна готовит зелье, другая – просто сидит на камне, третья, нагая, толкает камень, изогнувшись в призывной позе. Длинный нос последней статуи отполирован, как у собаки на станции метро «Площадь революции»: все желают подержаться за него, дабы привлечь удачу.

Сегодня ведьмы в Триоре – главный туристический товар. Тут действует музей колдовства и открыта для посещения Ла Кабутина – место, где, согласно поверьям, пособницы сатаны собирались на шабаш. Водят туристов и по домам ведьм, в августе тут проходит профессиональный фестиваль магов и колдунов, а в канун Хэллоуина местные жители массово облачаются в юбки, вооружаются метлами, наносят на лицо страшный грим или же одевают маски с лицами старух и в таком обличии выходят на улицы города. И, хотя сегодня все это выглядит мило и забавно, а в целом Триора производит впечатление этакого парка развлечений для любителей мистики, описанное выше – эхо печальных событий, произошедших здесь более 400 лет назад.

Шабаш по случаю Хэллоуина в Триоре

1587 год. В городок Триора спешно выезжают инквизитор Генуи и священник Джироламо дель Поццо. Им поручено выяснить, кто из местных жительниц является ведьмами, а после придать несчастных огню. Просьба исходит от жителей города и окрестных деревень. Они уверены: неурожай и последовавший за ним массовый голод – происки приспешниц сатаны. Нужно сказать, идея, что добрая половина жительниц Триоры – ведьмы, взялась не с потолка. У городка всегда была дурная слава. Начать стоит с его названия. Происходит оно от латинского словосочетания «Tria Ora», что означает «три рта», и отсылает немного-немало, но к самому трехголовому псу Церберу, который согласно греческой мифологии охранял вход в царство мертвых.

Более того, в окрестностях городка сохранились каменные круги, оставшиеся здесь с доисторических времен. Но, главное, задолго до завоевания этой области древними римлянами, тут был распространен культ богини-матери Баубо, зародившийся по всей видимости еще в Железном веке, а после перекочевавший в пантеон греческих богов. Ее изображали в разных обличиях. Самое распространенное: существо без головы, которому соски заменяют глаза, а влагалище — рот.

Но встречались и более нетривиальные версии. Например, Баубо могли изваять в виде женщины с четырьмя грудями и волчьими зубами в промежности. А иногда и просто в образе женщины с раздвинутыми ногами. Фигурки богини из слоновой кости, глины или камня неизменно носили с собой не только жрицы культа, но и простые девушки, ведь главной миссией Баубы была защита женщин от насилия со стороны мужчин. Также считалось, что богиня способна предупредить жену о том, что муж намерен ей изменить, ну и покарать неверного супруга самым жестоким образом. С течением времени Баубо начали изображать просто как пожилую женщину, но ее культ окончательно не исчез. Более того, само слово ведьма на лигурийском диалекте звучит, как Baggiure – производное от имени богини.

Подвеска в виде богини Баубо

Собственно, весь этот интересный набор и привел к тому, что в Средние века соседи на обитательниц Триоры смотрели с опаской. Слухи о женщинах, живущих там, ходили совершенно дикие. Рассказывали, что они умеют готовить магические зелья на все случаи жизни, опознать ведьму можно потому, что у нее на спине растут волосы в форме веера, местные младенцы-девочки все поголовно зачаты от Сатаны, и они сосут из материнских грудей не молоко, а кровь, разгрызая соски.

Судя по всему, некоторые жительницы деревни, и правда, любили совершать магические обряды, а также имели обыкновение собираться вместе по ночам в местечке под названием Ла Кабутина. Во время сходок они совершали разнообразные ритуалы и употребляли в пищу хлеб, вызывающий галлюцинации: его готовили из пшеницы, зараженной грибом спорынья, что и вызывало эффект, схожий с наркотическим опьянением.

Кадр из сериала «Шабаш»

До поры до времени женщины Триоры подвергались лишь осуждению со стороны добропорядочных католиков. Так, в 1400 году тут была построена церковь, посвященная Святом Иерониму, а позже еще одна, возведенная в честь Святого Бернандино. Если изучить фрески святилищ, нельзя не заметить, что они – прямое обвинение в колдовстве, направленное в адрес местных жительниц. Оскалившиеся демоны, окровавленные младенцы, грешники, подвергающиеся всевозможным пыткам. Церковь не просто прозрачно намекала, она четко давала понять: все это ждет вас, голубушки, после смерти.

В 1587 году общественность решила больше не ждать суда божьего и начала вершить правосудие самостоятельно, благо, улик за долгие века набралось предостаточно. Вначале инквизитор и священник опросили жителей соседних деревень, а в октябре принялись арестовывать женщин Триоры. На проповеди, предшествующей арестам, священник Джироламо дель Поццо обвинил живущих в городке дам в том, что они посвящают младенцев Сатане и играют с новорожденными в мяч, воскрешают мертвецов, готовят приворотные зелья, яды и настойки, вызывающие ненависть, призывают на поля гусениц и саранчу, уничтожающих урожай, творят святотатство в церквях, размещают дома дьявольские символы и в целом ведут себя богопротивно.

Кадр из фильма «Инквизитор: Колодец и маятник», 1991 год

«Все вы видели гибель посевов, – провозгласил он. – Женщины и некоторые мужчины Триоры – посланники дьявола. Они вызывают неурожай и едят малолетних детей». Вскоре инквизицией были арестованы 20 женщин, на которых указали жители самой Триоры и окрестных деревень. Их дома были разграблены, а девушек подвергли жестоким пыткам, во время которых те указали на еще десятерых «сатанинских братьев и сестер». Так число арестованных возросло уже до 30. 18 заключенных вскоре сознались во всех вменяемых им преступлениях, посчитав, что смерть на костре лучше, многочасовых пыток. В их числе были 13 женщин Триоры, четыре совсем юные девушки и один мальчик.

Простые жители считали, что священники все делают правильно, ведь крестьяне постоянно слушали проповеди о том, как ужасны злодеяния колдуний, а потому пребывали в безумном страхе. Усугублялось общее настроение еще и тем, что ведьмы в те времена считались вестниками Апокалипсиса. Люди верили: чем больше их в деревнях, тем скорее наступит конец света. Заключенных держали тут же в Триоре. Несколько домов переоборудовали под тюрьмы и пыточные камеры. Многие из них сохранились до наших дней, к примеру, дом семьи Меджио, который теперь называется Ca ‘de bagguure (Дом ведьм), сегодня там устроен музей пыток.

А вот совет старейшин города оказался несколько ошарашен столь решительными действиями церковников. Его представители обратились к инквизиторам с просьбой не принимать поспешных решений. Их можно было понять, ведь в числе обвиненных в колдовстве оказались и женщины из благородных семей. Суд над ведьмами еще даже не начался (пытки тогда были просто частью следственных мероприятий), а одна из обвиняемых – аристократка Изотта Стелла – уже скончалась от истязаний.

Другая арестованная девушка выбросилась в окно и разбилась, лишь бы избежать казни на костре. Конечно, большую часть требований старейшин инквизиторы проигнорировали. Заключенные оставались под стражей и ждали своей участи до мая 1588 года, пока в город не явился очередной инквизитор. Он осмотрел тюрьмы и повелел выпустить на волю девочку тринадцати лет – дочь очень знатных родителей. На этом помилования закончились.

Кадр из сериала «Салем»

Вскоре в Триору прибыл комиссар-инквизитор Джулио Де Скрибани, направленный в деревню из самой Генуи. Он перевез заключенных в столицу Лигурии и дальнейшая их судьба доподлинно неизвестна. Согласно многим источникам, четверо из осужденных были сожжены на костре, а прочие оставались в тюрьме Генуи, где продолжали подвергаться допросам и указывать на наличие ведьм в других городках Лигурии: Сан-Ремо, Кастель-Витторио и Бадалукко.

Так или иначе, но процесс в Триоре развязал охоту на ведьм по всему побережью. Известно, что тот же Джулио Де Скрибани сжег на костре еще как минимум четырех человек, в их числе была женщина по имени Пейрина из города Бадалукко и некий язычник из Кастель-Витторио. Гонения на ведьм завершились в апреле 1589 года. Ватикан издал специальный указ, повелевающий инквизиторов угомониться, и сумевших выжить заключенных наконец-то выпустили на свободу.

Однако после этой громкой истории слухи о том, что женщины Триоры умеют ворожить, не утихли. Напротив, люди окончательно уверовали в то, что живут бок о бок с ведьмами. Так детям из соседних деревень многие века не разрешалось в одиночку ходить в город – их родители опасались, что малыши могут стать жертвами колдуний.

Зато к воротам Тиоры матери нередко приносили младенцев, рожденных с увечьями. Женщины оставляли малышей у стен, а спустя несколько дней наведывались и проверяли, не подложили ли новорожденных обратно. Они верили, что ведьмы способны исцелять младенцев: бытовали легенды, будто колдуньи с легкостью могли даже убрать горб у новорожденного.

Или вот свидетельства уже 40-х годов XX века. Говорят, в то время в Триоре жила невероятно красивая девушка с черными глазами и очень длинными волосами. Однако, если ее встречала на дороге беременная женщина, то у той в скором времени случался выкидыш. Если же ведьма заходила в сад, то там увядали все розы. Насколько правдива эта история – установить невозможно, женскую зависть к чужой красоте, в конце концов, никто не отменял, вспомним, фильм «Малена».

Кадр из сериала «Салем»

«Живут ли у нас ведьмы? Моя мама и бабушка в это верили, – говорит Сандро Оддо, представитель туристического офиса Триоры. – Сегодня принято их делить на белых и черных. Знаете, может, мои слова покажутся вам странными, но я думаю истинные ведьмы – те, что практикуют черную магию. Иногда я ощущаю их присутствие. Идешь себе по улице в хорошем настроении, посмотрит на тебя такая, и сразу все. Настроение – ужасное, как будто всю душу из тебя вытянули. У нас есть такие персонажи, и их много. Добрые ведьмы, конечно, тоже встречаются, только сил у них меньше, ведь они не крадут энергию других людей». Пожалуй, на этом рассказ о ведьмах города Триора стоит завершить. Как говорится, хотите – верьте, хотите – нет.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится