Цверг Томеле и Бартоломео Бон: инсбрукские карлик и гигант из свиты эрцгерцога Фердинанда II
726
просмотров
Если вы окажетесь в Инсбруке, то обязательно увидите на улочке в историческом центре города два любопытных дома. Один – с высоченными потолками, другой – с нарочито низкими. Располагаются они по-соседству.

Названия у зданий – говорящие. Дом карлика и великана. Чтобы вы не ошиблись, на стене одного из них красуется фреска с изображением маленького человечка в синем костюме.

Что характерно, и карлик, и великан – реальные персонажи. Слуги эрцгерцога Фердинанда II, правителя Передней Австрии и Тироля, жившего в XVI веке.

Фердинанд II вошел в историю страны, как большой почитатель искусства. Отличился же он тем, что не в пример прочим королям Европы, решил жениться по любви и реализовал задуманное: его первой женой стала дочь банкира Филиппина Вельзер – девушка богатая, но не знатного происхождения.

Эрцгерцор Фердинанд II и Филиппина Вельзер

Проживала же пара в замке Амбрас, где Фердинанд устроил настоящий музей – он собирал ценные диковины со всего света. Ну и, конечно, необычных персонажей эрцгерцор тоже любил, вот и взял к себе в свиту великана Бартоломео Бона и карлика Цверга Томеле.

На фото: замок Амбрас

Конечно, сегодня кажется диким сам факт того, что в XV-XVIII веках при королевских дворах просто для потехи жили люди с особенностями внешности. Но, как ни печально, в то время это было не просто нормой, а модой. Показательный пример – картина Диего Веласкеса «Менины», которую можно увидеть в музее Прадо в Мадриде. В свите инфанты Маргариты Терезы два карлика, которые служили придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола из Германии и Николас Пертусато из Италии.

Фрагмент картины Веласкеса «Менины»

Более того, в XVII-XVIII веке в Англии и Испании мода на карликов и людей странной внешности достигла таких размеров, что их стало остро не хватать. Это привело к возникновению ужасной профессии компрачикосов, о которых подробно писал Гюго в своем романе «Человек, который смеется». Компрачикосы рассуждали просто и без сантиментов: если странные люди рождаются редко, то природе завсегда можно помочь. Они покупали детей у бедняков или же выкрадывали их, а после преобразовывали внешность малышей.

Кадр из фильма «Человек, который смеется»

Их ремесло хоть и не было полностью легальным, но ценилось высоко. Вот, что пишет Гюго. «Чтобы сделать из человека хорошую игрушку, надо приняться за дело заблаговременно. Превратить ребенка в карлика можно, только пока он еще мал. Дети служили забавой. Но нормальный ребенок не очень забавен. Горбун куда потешнее. Отсюда возникает настоящее искусство. Существовали подлинные мастера этого дела. Из нормального человека делали уродца. Останавливали рост. Перекраивали ребенка наново. Искусственная фабрикация уродов производилась по известным правилам. Это была целая наука». После же подросших детей поставляли испанскому и английскому королевским дворам, султанам и даже папам римским, где они входили в постоянный штат придворных слуг.

Николас Ферри – знаменитый на всю Европу в XVIII веке придворный карлик польского короля Станислава Лещинского

К слову, некоторые историки считают, что обычай держать при дворе карликов и других людей с особенностями внешности был ничем иным, как своеобразной попыткой знати снять напряжение от сложного, строго регламентированного придворного этикета, который в том же Мадриде был особенно суров. Снова взглянем на картину «Менины». Видите, в каком платье инфанта Маргарита Тереза? С жестким корсетом, каркасом из стальных прутьев и пышными тяжелыми юбками. А ведь ребенку на картине всего 5 лет!

К чести Фердинанда II стоит отметить: его личные карлик и великан были от природы людьми с особенностями. При дворе эрцгерцога они чувствовали себя прекрасно и активно делали себе к карьеру.

Великан Бартоломео Бон родился в городке Рива-дель-Гарда в провинции Тренто, которая сегодня относится к Италии, а его подлинное имя – Джованни Бона. Он считался самым высоким итальянцем XVI века – по свидетельствам современников его рост составлял 2 метра 35 сантиметров.

Совместный портрет великана и карлика в замке Амбрас

Известно, что он не только прислуживал Фердинанду II при дворе в Инсбруке, но и принимал участие в званных обедах, а еще в 1560 году сопровождал племянника эрцгерцога в Вену на рыцарский турнир – сегодня доспехи, которые носил по этому случаю великан выставлены в замке Амбрас.

По словам ученых, причиной огромного роста Бона могла быть патология мозга, впрочем, это лишь предположение. К слову, Бартоломео Бон был не первым великаном, служившим при дворе в Инсбруке. В XV веке в свите герцога Сигизмунда – правителя Передней Австрии и графа Тироля тоже состоял гигант – некий Николаус Хайдл. Он был телохранителем монаршей особы и скончался между 1491 и 1494 годами в возрасте 35-40 лет. На момент смерти его рост составлял 2 метра 23 сантиметра, и, по словам ученых, Николаус продолжал расти всю свою жизнь. Сегодня скелет Николауса или, как его еще называют, инсбрукского гиганта выставлен в городском анатомическом музее. Экспонат считается самым древним скелетом человека невероятно высокого роста, дошедшим до наших дней.

А что же карлик Цверг Томеле? Его рост был всего 65 сантиметров, при дворе ему была отведена роль этакого милашки, недаром карлика его наряжали в очень дорогие одежды. Если говорить о должных обязанностях Томеле, то показателен вот какой случай.

Он сопровождал Фердинанда II в Мюнхен на празднование свадьбы. Во время нее на стол подали пирог, в котором сидел Томеле, и карлик внезапно выпрыгнул из него на глазах восхищенных гостей. Вот так развлекалась аристократия XVI века. Придворные дамы относились к Томеле с нежностью, не просто, как к забавной живой игрушке, а почти как к ребенку. Они нередко дарили ему драгоценности, что вызывало самую злую зависть Бартоломео Бона.

Известен вошел вот какой случай. Однажды во время званного обеда, на котором карлик и великан сидели рядом, Бартоломео нарочно чихнул на Томеле и обдал его понятно чем. Томеле не стал терпеть унижение и во всеуслышанье сообщил, что отомстит Бону. Он прокрался под стол и развязал шнурки ботинок гиганта, а когда тот наклонился, чтобы завязать их, Томеле отвесил Бартоломео мощный подзатыльник.

Сегодня дома карлика и великана – знаковые достопримечательности исторического центра Инсбрука, ну а их портреты и доспехи вы можете увидеть в замке Амбрас, что находится в 20 минутах езды от города.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится