В тени света прожекторов
Большую часть жизни Тибо прожил в Калифорнии, за исключением первого года жизни, проведенного в Аризоне. Карьеру в искусстве он начал в 1936 году на студии Уолта Диснея. Там ему, еще школьнику старших классов, доверили рисовать промежуточные кадры в мультфильмах о Гуфи, Пиноккио и других. Он продержался там всего три месяца, так как его уволили за участие в профсоюзной деятельности.
Одной из причин, побудившей будущего художника увлечься творчеством — серьезная травма спины в 16-летнем возрасте в результате занятий спортом. Одним из направлений было участие в школьных театральных постановках в роли декоратора и осветителя. Тибо любил управлять прожектором: он должен был следить за тем, чтобы актеры все время оставались в ореоле света. В будущем спектральные оттенки, характерные для луча прожектора, станут фирменным знаком художника.
Из-за того, что его взросление происходило в разгар экономического упадка на фоне Великой депрессии, Тибо решил выбрать коммерческое направление искусства. Он обучался навыкам рисования вывесок, иллюстраций и карикатур в торговой школе Фрэнка Виггинса в Лос-Анджелесе. После окончания школы в 1938 году ему пришлось сменить немало профессий.
Например, он работал официантом в кинотеатре, где ему порой поручали рисовать рекламные плакаты. Впечатления того времени впоследствии глубоко отпечатались в его работах.
Угощения, которые продавались перед кинозалом, часто будут появляться на его картинах: сладости, газировка, попкорн, автоматы с конфетами.
В 1941 году Тибо поступил на службу в военно-воздушные силы США, чтобы стать пилотом, но с авиацией у него не сложилось. В итоге он служил в качестве художника-карикатуриста, а также участвовал в создании учебных и пропагандистских фильмов под командованием Рональда Рейгана в Первом кинематографическом подразделении ВВС США. После войны он продолжил работу коммерческим художником — на этот раз в сети аптек Rexall. Там он познакомился с коллегой, который убедил Тибо изучать изобразительное искусство.
От коммерческого искусства к коммерческому успеху
Так, уже в 30-летнем возрасте он поступил в Калифорнийский государственный университет, где получил степени бакалавра и магистра. После этого он решил совмещать карьеру преподавателя искусств с написанием картин. Он нашел работу в Городском колледже Сакраменто, где проработал в течение 1950-х годов. В это время Тибо стал применять в своей живописи технические навыки, которые приобрел за годы работы в качестве коммерческого художника. Он начал писать небольшие холсты, изображающие блюда из витрин кафе и магазинов: пироги, пирожные, конфеты и рожки мороженого — с тщательно прорисованными многоцветными контурами и яркими тенями, характерными для рекламных плакатов. В то время как обычные натюрморты создаются художником, наблюдающим за реальными объектами, Тибо писал исключительно по памяти. Это позволяло создавать обобщенные, идеализированные ностальгические изображения.
В 1950-х годах в Сакраменто не было художественных галерей, поэтому Тибо выставлялся везде, где только мог: в магазинах и ресторанах, в фойе кинотеатра. Под впечатлением от объединений художников, которые он видел в Нью-Йорке, он основал кооперативную галерею в Сакраменто, сейчас известную под названием Artists Contemporary Gallery. В 1956 — 57 годах Тибо провел год творческого отпуска в Нью-Йорке, где познакомился с ведущими американскими художниками того времени. Среди них были абстрактные экспрессионисты Виллем де Кунинг и Франц Клайн, а также Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, чьи работы позже будут считаться решающими для возникновения движения поп-арт. И хотя из-за интереса к повторяющимся объектам массовой культуры Тибо тоже часто вписывают в это направление, он сам отрицал свою причастность к поп-арту. Более того, он называл стиль Энди Уорхола «плоским и механистичным». На первый взгляд может показаться, что у работ Тибо действительно много общего с его творениями. Но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что это не так.
Если в поп-арте даже производство работ было основано на штамповке, подчеркивая однообразность и безликость масскульта, то на картинах Тибо даже кусочки одного и того пирога никогда не будут одинаковыми.
При помощи техники импасто, накладывая слои масляной краски густым слоем, словно сливочным крем, он всякий раз создает уникальный узор. В одном из обозрений в 1962 году арт-критик Макс Козлофф писал: «С помощью какой-то алхимии Тибо, похоже, вообще работает не с масляной краской, а с веществом, состоящим из муки, белка, масла и сахара».
В отличие от пересмешников — деятелей поп-арта — работы Тибо не критикуют современное общество потребления, а напротив, обращаются к самым теплым и ностальгическим образам американской культуры общественного питания. С этой точки зрения его картины по атмосфере и значению ближе к работам его соотечественника Эдварда Хоппера.
Живой классик
Самого себя Тибо относит скорее к ремесленнику, чем человеку от искусства: он предпочитает, чтобы его называли «рисовальщиком» (painter), а не художником (artist). И хотя его имя ассоциируется прежде всего с картинами, похожими на рекламу десертов, в коллекции его работ есть много интересного помимо съедобных натюрмортов: особо стоит приглядеться к городским пейзажам.
В 1972 году Тибо поселился в Сан-Франциско, что в значительной степени повлияло на его творчество. Он начал писать улицы города, еще больше усиливая их уникальность. Они и так славятся своей умопомрачительной крутизной, но художник берет такие углы обзора, что начинает казаться, будто те уходят к горизонту под прямым углом. Он так смело обращается с перспективой, что эти урбанистические виды приходится разгадывать, как ребусы, от которых может начать кружится голова.
При этом Тибо продолжает писать свои фирменные «десертные» натюрморты. «Я всегда был баловнем судьбы, прожил долгую жизнь, — говорит он. — Так что единственное, что мне остается, — это рисовать картины, наполненные счастьем». И очень многие желают обзавестись такими работами, преисполненными радости. Его картины продаются на аукционах за многомилионные суммы, что делает Тибо одним из наиболее высоко оплачиваемых художников среди живущих.
Художественный музей Крокера в Сакраменто, где Тибо живет уже семьдесят лет, подготовил специальную выставку «Сотня Уэйна Тибо: картины, эстампы и рисунки» (экспозиция продлится до 3 января). За полтора месяца до дня рождения художника музей призвал всех желающих поздравить его письмом, стихотворением или самодельной открыткой — с целью собрать тысячу таких поздравлений к празднику. «У нас есть надежные сведения, что любимый десерт художника — лимонный пирог с меренгой, — отмечают сотрудники музея. - Поэтому мы предлагаем всем попробовать дома свои старые или новые рецепты и праздновать вместе с нами».