«Украденное поколение»: зачем у аборигенов Австралии забирали детей
802
просмотров
Когда из семей аборигенов начали изымать детей с чуть более светлым, чем у родственников, цветом кожи, это делали из лучших побуждений – так объясняли государственную программу чиновники.

Чем умирать от последствий колонизации – в антисанитарных условиях, без достижений медицины начала XX века, без шанса выучить английский и получить надежную хорошую работу – уж лучше побыть сиротой или приемышем, тем более, что судьба маленьких аборигенов вроде бы отслеживалась в рамках государственной программы.

Хотели как лучше?

Ничего хорошего коренному населению Австралии прибытие европейцев не дало: изолированные от мира на протяжении двенадцати тысяч лет, аборигены оказались беззащитны как минимум перед инфекциями, которые принесли колонизаторы. Вымирали целыми деревнями: в 1875 году в результате эпидемии кори на островах Торресова пролива погибла четверть всего населения, на некоторых из островов выжила лишь одна пятая живущих там аборигенов.

Поселение Мур-Ривер, резервация для австралийских аборигенов. Фото 1920 г.

Но эпидемиями дело не ограничивалось, здоровью и жизням коренных австралийцев угрожали и другие «достижения» европейской цивилизации, в частности, алкоголь и наркотики (в XIX веке было распространено курение опиума, легальный доступ к которому аборигенам закрыли в 1897 году). Австралийским властям еще в позапрошлом веке было ясно, что племенам аборигенов, вероятно, не пережить столкновения с новыми реалиями, и они приняли меры.

В 1905 году была запущена программа изъятия детей аборигенов из семей с их последующим размещением на территории христианских миссий или в приемных семьях среди некоренного населения. Забирали в первую очередь «полукровок» - тех детей, что рождались в результате связей белых европейцев с местными женщинами, а таких случаев было предостаточно. Существовали даже специальные термины – «квадруны», «окторуны» – для обозначения соотношения «черного» и «белого» в геноме: соответственно четверть к трем четвертям и одна восьмая к семи восьмым.

Обер Октавиус Невилл (слева) и выдержка из его книги о постепенном «превращении» аборигенов в белых (справа).

Замысел состоял в том, чтобы постепенно «превратить полукровок в белых граждан» - это вполне реальная цитата от одного из ответственных за выполнение программы лиц. С каждым новым поколением в коренных австралийцах, по замыслу правительства, будет оставаться все меньше от аборигенов и спустя каких-то полвека Австралия станет белой. Тем более, что местные все равно обречены на вымирание.

Что было на самом деле

Как происходило изъятие? По закону, опекуном всех детей-аборигенов назначался чиновник от австралийских штатов, он и определял, кому оставаться в семье, а кому отправляться к миссионерам. Иногда младенец разлучался с матерью уже в больнице – если роды проходили там; иногда матери сообщали, что ее ребенок умер; бывало, что от родителей обманом добивались подписания документов о передаче ребенка, но даже и это не было обязательным: статус детей аборигенов был приравнен к статусу брошенных детей.

Одна из миссий, где размещались дети аборигенов.

Вот что о событиях 1935 года рассказывал один из «изъятых»: «я был с мамой и тетей и двоюродным братом. Нас посадили в полицейский участок и сказали, что везут в Брум. Сюда же посадили и мам. Но когда мы проехали около десяти миль (16 км), они остановились и выбросили матерей из машины. Мы прыгали мамам на спины, плакали, стараясь не отставать. Но полицейские вытащили нас и бросили обратно в машину. Они оттолкнули матерей и уехали, а наши матери бежали за машиной и плакали. Мы кричали на заднем сиденье этой машины. Когда мы приехали в Брум, они поместили меня и моего кузена в тюрьму Брума. Нам было всего десять лет. Мы пробыли в изоляторе два дня в ожидании лодки в Перт».

В Австралии действовало много миссионерских обществ, они и стали для изъятых детей либо временным, либо постоянным домом. Детей воспитывали в духе христианского вероучения, запрещали им говорить на родном языке. Мальчиков готовили для работы в сельском хозяйстве, девочек – в служанки. Точное количество изъятых детей установить так и не удалось – документы оформлялись довольно небрежно. По разным данным, в результате программы потерял свою семью каждый десятый или каждый третий из местных детей (не менее 25 тысяч маленьких австралийцев).

Детям обрывали связи с культурой их предков.

Для человека XXI века все происходившее тогда – в период с 1905 по 1967 годы – евгеника и расовая сегрегация. Но государственные деятели тех времен, как ни странно, довольно искренне заботились об австралийцах. Их имена известны – например, Обер Октавиус Невилл, руководивший изъятием детей на западе Австралии, был тем самым человеком, что составил «план по выведению цветных», считал свою деятельность защитой аборигенов от вымирания и нищеты.

А в Северной Австралии работал доктор Сесил Кук, который добивался для коренных австралийцев честного суда, боролся за их права на землю, но заодно и предлагал идею «стерилизации полукровок». Для аборигенов хотели как лучше – а потому стремились организовать и упорядочить их жизнь во всех областях – определяли, как тем жить, работать, с кем создавать семью.

«Пришедшие из ниоткуда»

26 мая 1997 года в австралийском парламенте был зачитан доклад Bringing Them Home («Их возвращение домой»), в котором содержались материалы исследований по итогам программы изъятия детей коренного населения. Даже не принимая во внимание этическую сторону вопроса, приходилось признать, что весомых результатов добиться не получилось: существенного улучшения положения детей, выросших «в цивилизации», не произошло. По сравнению с детьми-аборигенами, воспитанными в своих собственным семьях, «изъятые» получали примерно такое же образование и примерно так же были трудоустроены.

Премьер правительства Австралии Кевин Радд после публикации доклада публично извинился перед австралийцами.

Некоторое преимущество вторых проявлялось разве что в уровне доходов – в первую очередь благодаря жизни в городах и доступу к получению социальных выплат. Зато «сироты» чаще имели проблемы с властями, больше употребляли алкогольные и наркотические вещества, реже получали профессию. Отсутствие личной истории сказывалось и в отдаленной перспективе – отмечались ухудшение здоровья, в том числе и психического, высокий уровень суицидов. Расследование выявило к тому же, что значительное количество детей, изъятых из семей, подвергались разного рода насилию.

Еще до написания доклада появился термин «украденные поколения» - впервые его использовал в своей статье, а потом - книге историк Питер Рид из Австралийского национального университета. Общественный резонанс был настолько большим, что проблемой занялась и Комиссия ООН, а властями Австралии были принесены публичные официальные извинения коренному населению. Словами дело не ограничилось – суды начали принимать иски о возмещении вреда, причиненного таким разрушением семей, и были сформированы фонды, из которых выплачивались соответствующие компенсации.

Белинда Данн, долгожительница среди «украденных поколений».

В 2007 году умерла старейшая, как считается, из детей «украденных поколений» - Белинда Данн, ее именем при рождении было Куинлин Варраку. Куинлин увезли из семьи в 1908 году, когда ей было восемь, незадолго до смерти она впервые встретила своего 97-летнего брата. Прядь ее волос была захоронена рядом с могилой матери в селении Лунлунгай, где она появилась на свет и прожила первые годы.

Популярная австралийская певица Кристин Ану и олимпийская чемпионка Кэти Фримен, обе - из семей тех, кто когда-то был изъят у родителей-аборигенов.

В Австралии начиная с 1998 года стали отмечать Национальный день сожаления – он приходится на 26 мая – день, в который был озвучен доклад «Их возвращение домой».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится