Как появились в Японии сады камней
Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.
Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.
Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» - появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, «карэсансуй» (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.
Знаменитые японские сады камней
Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.
Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.
Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.
Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.
Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.
Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.
На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».
Символы японского сада камней
Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.
С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.
А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.