Самая известная скульптура Вадима Сидура (1924-1986) - «Раненый». Таким был и сам Сидур, раненым инвалидом Великой Отечественной войны. Ему было 18 лет, когда его призвали на фронт. В 1944 пуля немецкого снайпера раздробила ему челюсть и разнесла пол-лица.
Он чудом выжил, но ужасы войны глубоко отпечатались на его на лице: всю жизнь он носил бороду, чтобы скрыть последствия травмы. А чтобы освободиться от страшных воспоминаний, Сидур стал воплощать их в творчестве.
Тема инвалидов и страдания присутствует и в его скульптурах, и в графике и в керамических расписных тарелках. Безногие и безрукие ветераны Сидура обнимают возлюбленных и танцуют.
В страстной тяге к миру и созиданию в противовес войне, Сидур постоянно обращался к теме любви, рождения человека и женского начала. Поиски привели к некоторым вполне эротическим экспериментам.
Полжизни Сидур посвятит изображению погибших и пострадавших в разных войнах, и все его скульптуры пронизаны невероятной скорбью. По моделям Сидура в Германии установили несколько памятников.
Своей популярностью в Германии скульптор в первую очередь обязан немецкому слависту Карлу Аймермахеру, который восхищался его творчеством. Он же организовал первые зарубежные выставки Сидура.
«Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия. Пули, виселицы, бомбы, газовые камеры, концлагеря, пытки, смертная казнь - это перечисление невозможно продолжать, ибо оно бесконечно. Кажется, должно же это когда-то прекратиться! Но человечество, как бы лишённое разума, ничему не научается...» - говорит Сидур в интервью Аймермахеру.
В 1962 году генсек Хрущев страшно раскритиковал выставку современного искусства в Москве и дал курс на борьбу с любыми абстракциями. Рисовать и лепить нужно было что-то понятное (и патриотическое).
Творчество Сидура в СССР также не оценили, его скульптуры мало того что были авангардными, так еще и недостаточно героическими. Они показывали страдания и слабость людей, а не подвиги. Популярность Сидура за рубежом усугубила ситуацию, и вскоре им даже заинтересовались спецслужбы.
Сидуру грозило исключение из Союза Художников СССР. Для советского скульптора в то время это фактически означало, что у него отнимут мастерскую и он просто не сможет заниматься творчеством профессионально.
Сидур ушел в «подполье», стал зарабатывать ваянием надгробных памятников.
Однако судьбы человечества не перестали беспокоить скульптора. В 1970-х он стал бродить по лесам и собирать выброшенный людьми металл. Он говорил, что очищает лес, спасает его от неразумного человека. Этот мусор вскоре стал и материалом для его работ.
«Гуляя по лесу не могу миновать ни одной [свалки],
Именно здесь
Я нашел множество предметов
Выразивших потом
Мое отношение к миру»
Сам Сидур назвал жанр своего творчества «Гроб-артом».
Лишь после перестройки скульптуры Сидура нашли воплощение в России. В 1991 году уже после смерти скульптора под Петербургом возвели памятник погибшим во вторую мировую евреям.
В 1992 году недалеко от Музея Сидура в Москве появился памятник воинам-афганцам «Оставшимся без погребения». Местные жители прозвали его «Скорбящие матери», три фигуры безутешных женщин склонились над могилой своих детей, которую они никогда не увидят.
Сидур стоял особняком от какого-либо течения в искусстве, он не был соцреалистом, но и не участвовал ни в каких коллективных выставках неофициального советского искусства. Он искал только свой собственный путь и язык и сам называл себя «пришельцем с другой планеты».