Варнавинская резьба по кости и еще 3 малоизвестных русских ремесла, секреты которых сегодня знают единицы
856
просмотров
Пожалуй, каждая страна может похвастаться собственными национальными промыслами. По всему миру известны золотая хохлома или гжель. Вот только если одни становятся визитными карточками государства чуть ли не в планетарном масштабе, а о существовании других не все соотечественники знают – уж слишком редки эти виды народных художественных ремёсел. Вашему вниманию «четвёрка» малоизвестных русских ремёсел, секреты которых сегодня знают единицы.

1. Чёрнолощёная керамика

1. Чёрнолощёная керамика Редкий промысел по изготовлению керамики.

Чёрнолощёная, также известная как томлёная, керамика была в прошлом широко распространена на Руси, а вот прародителями подобной технологии и вовсе считаются этруски, которые ещё в VIII – II веках до нашей эры изготавливали что-то похожее. Способ изготовления чёрнолощёной керамики характерен тем, что глиняные изделия перед обжигом не только заглаживают, но и лощат. Особым образом и обжигают такие изделия: процесс в коптящем пламени при полном перекрытии доступа кислорода. А в конце в печь через специальный горн, не открывая её двери, добавляют такие вещества, которые тлеют и выделяют густой чёрный дым - сырые дрова, тряпки, а иногда даже мокрый навоз.

Образцы чёрнолощёной керамики отличаются характерным металлическим отблеском и отсутствием глазури в качестве покрытия, а также высокой прочностью. Однако этот древний способ изготовления посуды в прошлом столетии едва не был почти утрачен, и только к 1987 году старинные традиции был возрождены в своей гончарной мастерской семьёй Щипановых - они и сегодня занимаются редчайшим промыслом.

2. Раскатовские сундуки

2. Раскатовские сундуки Почти утраченная технология росписи сундуков.

На протяжении столетий сундуки и другие ящики для хранения вещей не отличались эстетической составляющей, и только к середине XIX столетия в северных регионах Российской империи быстро вошли в моду расписные сундуки, которые практически сразу стали неотъемлемым элементом свадебного обряда. Интересно, что первоначально мастерицы села Раскаты Макарьевского уезда расписывали только переднюю стенку сундука с помощью масляных красок. Рисунок зачастую состоял из трёх частей, где по бокам располагался геометрический орнамент, а вот в центре сюжет изображения менялся, например, в зависимости от того, идёт ли невеста под венец впервые или нет. Однако рисунки при этом никогда не повторялись. На сегодняшний день промысел находится на грани исчезновения - только группа энтузиастов пытаются полностью воссоздать и сохранить уникальную русскую технологию.

3. Варнавинская резьба по кости

3. Варнавинская резьба по кости Резьба по кости - тоже искусство.

Искусство резьбы по кости, характерное для северных регионов России, активно стало распространяться ещё в XVIII столетии, правда, процесс этот тогда был несколько ограниченным территориально - только там, где материла для работы хватало. Ситуация изменилась только к середине XX века: так, в 1968 году в город Горький приехал всемирно известный резчик по кости Парфён Черникович, который начал обучать целые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино, который в итоге и стал центром косторезного народного художественного промысла.

В качестве материала было выбрано местное сырьё – трубчатые кости и рога крупного рогатого скота, а также более ценные моржа и мамонта. Буквально через несколько лет появилась первая фабрика, которая работает и сегодня, современный ассортимент варнавинской косторезной фабрики насчитывает более 285 наименований изделий.

4. Балахнинские изразцы

4. Балахнинские изразцы Малоизвестный глиняный промысел.

Глиняные изразцы, которыми украшали стены домов и печей, стали активно появляться в Московии ещё в XVI веке - тогда ими разнообразили интерьеры своих резиденций царские особы и знатные бояре, иногда - большие храмы. Однако промысел быстро набирал популярность и появлялись более доступные образцы, однако печь, украшенная таким образом, продолжала оставаться символом состоятельности хозяина дома. Дороговизна изразцового промысла объясняется сложностью процесса изготовления: только глину для хороших изразцов приходилось вымораживать две-три зимы, в процессе чего её всё время перелопачивают и мнут.

Кроме того, изображение на каждом изразце более-менее сложного рисунка тоже является непростым делом, требующие от резчика художественного вкуса и определённых навыков. Чаще всего, вырезались сказочные птицы или лубочные картины из народной жизни.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится