Он же - «Художник солнца», он же - «Потрясающий Иролли», а также «абсолютный импрессионист». Почему же так случилось, что обожаемый до такой степени живописец оказался забытым и, почему история обошла его стороной…
Просмотрев восхитительную галерею работ талантливого итальянца, вы наверняка отметите, что «Художником солнца» Винченцо Иролли современники называли не зря. А что касается его абсолютного импрессионизма то и здесь специалисты правы на все 100. Он настолько мастерски использовал лучезарный свет, что его работы будто бы светятся изнутри.
Используя различные импрессионистские приемы, художник "складывал" свои полотна из фактурных мазков, как будто из нежных лепестков. А есть работы, где некоторые фрагменты зритель видит будто через поцарапанное стекло. Есть у Винченцо и филигранные работы в стиле реализма, где одухотворенные лица милых итальянок прописаны настолько тонко, что, кажется, еще мгновение и они оживут. Именно умелое сочетание грубой фактуры, шероховатости и нечеткости, а также филигранность придают необыкновенное очарование картинам художника.
Именно это и восторгало более века тому назад европейскую публику. И, думается, сегодня современный зритель не останется равнодушным, посмотрев великолепные работы итальянского мастера.
О художнике и его творчестве
Итальянский художник Винченцо Иролли родился в 1860 году в солнечном Неаполе. Талант к рисованию у мальчишки проявился с раннего детства. А к семнадцати годам он уже не помышлял ни о чем другом, кроме живописи. Однако, поступив в Академию изящных искусств и блестяще отучившись там три года, оставил учебу. Именно после третьего курса Винченцо понял, что именитым мастерам его больше нечему научить. Поэтому без особых раздумий бросил студенческую жизнь и с головой погрузился в свое творчество.
Нужно отметить, что, еще будучи студентом, талантливый юноша выставлял свои творческие работы на выставки, которые отмечались не только публикой, но и известными мастерами того времени. Так, в 1879 году молодой начинающий художник получил за свою картину «Счастливое воспоминание» первую премию на XV выставке Общества продвижения изящных искусств в Неаполе. Это событие сделало его известным широкой публике и способствовало решению оставить учебу.
Шел 1880 год и, свободный от Академии, ее канонов и влияния молодой живописец начал свою долгую художественную карьеру, причем довольно успешно. И даже, невзирая на то, что ему пришлось три года отбывать военную службу в Павии, это время не пропало даром. Ибо живописный город Павия послужил Иролли великолепным пленэрным «полигоном» для написания картин. Именно там художник выработал технику и нашел свой собственный стиль, что уже в скором времени вывело его на высокий уровень мастерства.
Вернувшись со службы, почти сразу Иролли принял участие в выставке Общества изящных искусств в Риме и уже тогда покорил зрителей своей неординарной манерой написания картин. Воодушевившись, Винченцо, который отныне был полностью предоставлен сам себе, настолько самоотверженно погрузился в творческий процесс, целиком отдаваясь любимому делу, что вскоре наработал огромное количество работ, а вместе с ними и большую славу. Картины Иролли начали пользоваться большим спросом у покупателей, и к нему толпами потянулись заказчики.
Однако с придирчивыми итальянскими критиками у живописца с самого начала как-то не сложилось, хотя те, безусловно, признавали его талант, называя «живописцем первой величины». Однако главным камнем преткновения было то, что многие искусствоведы сентиментальную живопись Иролли, так нравившуюся публике, считали дешевым популизмом, подчиненным коммерческим интересам художника. И по этой причине его имя довольно редко упоминалось в их критических обзорах с положительном контексте. Такие художники, как правило, не выживают в истории искусства.
Впрочем, самого мастера это не очень волновало и расстраивало. Его живопись начинала постепенно завоевывать сердца парижской и берлинской публики, а его клиентами становились богатейшие люди эпохи. Так, в 1891 году одну из его работ приобрёл король Виктор Эммануил III, а тремя годами позже картина под названием «Рождество в Неаполе» побила рекорд берлинских торгов. Она была продана за 23 тысячи лир, рекордную по тем временам сумму.
Иролли, обласканный публикой, прожил очень длинную плодотворную жизнь, и на его веку было много крупных национальных выставок и различных конкурсов. Он также представлял свои работы в Парижском Салоне, где добился большого успеха, и на международных выставках, в том числе в Лондоне (1904 г.), Мюнхене (1909 г.) и Барселоне (1911 г.), где был награжден бронзовой медалью.
«Художник солнца» Винченцо Иролли умер в своем доме с чудесным видом на Неаполитанский залив в последние дни ноября 1949 года, в возрасте восьмидесяти девяти лет.
Винченцо Иролли в основном был жанровым живописцем, но помимо этого он написал много портретов, причем не конкретных людей, а просто собирательные образы симпатичных итальянок и маленьких детишек. Но, наряду с яркими материнскими фигурами, сентиментальными портретами детей и красочными сценами повседневной жизни неаполитанцев, он также изображал религиозные сюжеты. Особенно эта тема затронула художника в конце его творческой карьеры. И как результат - 10 восхитительных картин представленных на Mostra di Arte Sacra в 1936 году в Неаполе.
Сегодня Винченцо Иролли единогласно признан одним из великих неаполитанских художников, творивших на рубеже XIX-XX столетий, работавший в стиле, который искусствоведы назвали «второй реализм» в импрессионизме.
Удивительные произведения мастера можно увидеть в Пинакотеке ди Каподимонте, ратуше и коллекции Трамонтано, в Галереях современного искусства Рима, Турина, Милана, Палермо и Пьяченцы, в «Пети Палас» в Париже, музее Мюлуз во Франции и музее Револтелла в Триесте. Очень много картин именитого неаполитанца хранится в частных собраниях в основном европейских коллекционеров.