Владимир Татлин: «безумный гений»
0
746
просмотров
Владимира Татлина можно смело назвать «безумным гением» современности. Художник, дизайнер, декоратор – кажется, он знал об искусстве все и даже больше. Его творческая и неординарная личность порой пугала окружающих, критики резко высказывались в отношении его идей и произведений, а жизнь была полна загадок и странных случайностей.
Живопись | Владимир Татлин | Матрос, 1911-12

Владимир начинал свой путь в искусство с Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из которого его отчислили через год за неимением у молодого человека достаточной подготовки. Неугомонный студент бросился на другую амбразуру, он поступил в Одесское училище торгового мореплавания, где служил юнгой на парусном судне и даже побывал в Турции. После восточного путешествия Владимир Татлин написал автопортрет «Матрос», для создания которого использовал традиционные композиционные принципы русской иконописи.

Отправной точкой для развития творческого потенциала стало поступление в Пензенское художественное училище, где Владимир познакомился с русскими авангардистами. Они же «заразили» его импрессионистским настроением, которое потом переросло в пристрастие к традициям неопримитивизма. Духом этого направления были окутаны ранние произведения мастера «Цветы пижмы», «Ноготки» и «Гвоздика».

Живопись | Владимир Татлин | Цветы пижмы, 1908-09
Живопись | Владимир Татлин | Ноготки, около 1910
Живопись | Владимир Татлин | Гвоздика, 1908-09

Свои художественные предпочтения Владимир сменил, когда во второй раз поступил и уже надолго задержался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Теперь его увлекал конструктивизм, а основным средством выразительности Татлин избрал натянутую линию. Тогда же художник создал настоящий шедевр – серию картин «Натурщицы», которая стала отличным примером того, как мастер бытового изображения достиг осознания конструктивного устройства человеческого тела.

Живопись | Владимир Татлин | Натурщица, 1913 / Сидящая обнаженная, 1913
Живопись | Владимир Татлин | Натурщица, 1910
Живопись | Владимир Татлин | Натурщица, 1912

Для развития своих творческих возможностей Владимир Татлин отправился вслед за Русской кустарной выставкой в Берлин, а затем уехал во Францию. В Париже художник бывал в гостях у самого Пикассо. Перед выдающимся мастером Татлин предстал во всей «красе» своей подозрительности. Он не признался в том, что имеет отношение к живописи, играл на бандуре и распевал ненавязчивые мелодии, но внимательно наблюдал за теми полотнами, которые показывал ему Пикассо. Владимир до ужаса боялся, что великий художник не продемонстрирует ему свои лучшие картины.

Но страхи были напрасны, а художественные эксперименты главного основоположника кубизма вдохновили Татлина на создание контррельефов - так Владимир называл объемные и абстрактные композиции, выполненные из совершенно не сочетаемых друг с другом материалов.

Скульптура | Владимир Татлин | Контррельеф, 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк / Голубой контррельеф, 1914 Дерево, металл, кожа, окраска / Май месяц, 1916 Дерево, темпера, смешанная техника

Художник не уставал подчеркивать, что каждая вещь должна обладать несколькими важными качествами: она должна быть удобной, практичной, прочной и любимой. Поэтому с 1920 года Владимир Татлин приступил к созданию предметов, необходимых в быту, стараясь сделать то, что будет характеризовать повседневную жизнь как отдельную среду обитания. Следуя своим установкам, Владимир создал множество новых моделей простой русской печи, кроватей и даже посуды. Она имела «органическую форму», отличалась отсутствием ручек и вообще всего, что мешало бы максимальному контакту с человеческой рукой. Знаменитой работой этого периода был «стул Татлина», который до сих пор служит примером для современных дизайнеров. В этой конструкции Владимир использовал трехуровневую систему из ножки-опоры, консоли для сидения и спинки.

Эскиз | Стул Татлина / Стул Татлина

В годы, когда страна страдала от разрухи и голода, Владимир упорно работал над проектом, который поражал своим размахом. Новоиспеченный проектировщик находился в поиске нового типа монумента, который бы стал отражением революционной эпохи. Здание должно было стать вместилищем «Совета рабочих и крестьянских депутатов земного шара» - всемирного социалистического государства. Такие мечты оптимиста-социалиста не могли быть претворены в жизнь, потому что по проекту башня «Памятник III Интернационала» достигала 400 метров в высоту, имела металлический каркас с висячими конструкциями внутри и должна была вращаться.

Архитектура | Владимир Татлин | Модель Памятника III Интернационала, 1919-20 / Модель Памятника III Интернационала, 1919-20

Другими словами, в небе над нерушимым Союзом граждане рисковали увидеть железную, постоянно движущуюся гигантскую спираль. Татлин не видел в этом никакой странности и утверждал, что нельзя применять в архитектуре только канонические формы. Он был противником простейших геометрических фигур и ратовал за то, чтобы внедрить в «язык» архитектуры понятия о «сложной кривизне».

Годами позднее Татлин начал разработку еще одного несбыточного проекта – летательного аппарата «Летатлин». Это творение должно было приводиться в движение мускульной силой человека и полностью повторять принцип полета птицы, для чего Владимир строго следовал строению крыльев у пернатых. Но аппарат был изготовлен из непрочных материалов и подвергся повреждению при транспортировке, поэтому его испытания не состоялись.

Скульптура | Владимир Татлин | Летатлин, 1932

В последние годы жизни Татлин решил попробовать себя в новом амплуа и стал театральным художником. Тут он вновь сумел проявить свою незаурядность, придумав для спектакля «Дело» деревянный занавес и украсив спектакль «Укрощение строптивой» гобеленами в манере Ренессанса.

Самым оригинальным было оформление пьесы «Капитан Костров». Специально для постановки Владимир придумал вращающийся жестяной круг, который под определенным углом наклонил к плоскости пола. Перед ним располагалась лодка, которая отражалась в жести, как в воде. А для того, чтобы у зрителя возникло ощущение обширности пространства, Татлин использовал простую серую ткань. После этого спектакля все заговорили о том, что свои тайны мастеру раскрывает сам материал.

Но однажды он перестал слушаться рук декоратора. Для оформления постановки о героях-челюскинцах Владимир захотел сделать из стекла декорации, представляющие собой лед. Ночью мастер по привычке остался в театре и вдруг услышал странный шум. Стеклянное изваяние дало трещину, а через пару минут глыбы превратились в груду мельчайших осколков.

За несколько лет до смерти Татлин ушел из театра, занялся рисованием на деревянных досках и стал невероятно одинок. Доказательством тому стало то, что на его похоронах присутствовали всего восемь самых верных и преданных ему друзей.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится