Это скорее прохристианская, чем антихристианская книга
Для многих «Мастер и Маргарита» стала символом протеста против христианской догмы и манифестом права на гордость. Так, например, фраза: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» стала крылатой и многими воспринимается, как руководство к действию. Эта фраза – перевёртыш фразы Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Вообще многие места из речей Воланда и его компании можно понять, только зная Евангелие.
И Воланд, и его свита прописаны очень обаятельно, так что им поневоле веришь. Но, похоже, позиции автора на стороне христианства: так, посланцы дьявола причиняют вред тем, кто на Страстной неделе (по всем признакам, действие происходит именно тогда) не молится и вспоминает евангельские события, а пошёл смотреть представление «с разоблачениями» – и этот посыл трудно назвать иначе, как моралистическим.
Кстати, о Страстной неделе
В «Фаусте» Гёте, к которому постоянно отсылает роман Булгакова, действие происходит в пасхальные дни. Если читать внимательно «Мастера и Маргариту», можно заметить, что описывается также неделя перед Пасхой. В эпилоге упоминается «весеннее праздничное полнолуние». Как известно, в православии Пасха празднуется именно в первое воскресенье после одной из весенних ночей полной луны.
События романа постоянно параллельны евангельским событиям, но пародируют их, как сатанисты – христианскую мессу. Они начинаются в среду. В Страстную среду на голову Христа изливают душистое масло – миро. В среду у Булгакова разливает по мостовой масло Аннушка. Сеанс в варьете происходит в Великий четверг, когда христиане собираются в храмах и слушают рассказ о страданиях Христа. Очевидно, в варьете в такой вечер отправляться, с точки зрения христианства, кощунственно.
В ночь на Великую субботу в старину принимали крещение, окунаясь в купель. Маргарита в эту ночь присутствует на балу у Воланда и купается в крови. Но в воскресенье мы не видим пародии. Дьявол со своей свитой спешат убраться прочь от святости пасхального воскресенья: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».
Воланд страдает сифилисом
Похоже, в своём человеческом, земном воплощении Воланд страдает от болезни, которую прежде христиане ассоциировали с грехом. Вот только несколько признаков. У него разные на вид глаза – очень часто у сифилитиков один глаз, с парализованным широко раскрытым зрачком, казался намного темнее другого. По характеристике самого Булгакова, глаз Воланда «пуст, чёрен и мёртв» - такое впечатление и производит глаз с широко открытым, ни на что не реагирующим зрачком.
Также голос у сифилитиков мог быть, в зависимости от стадии болезни, с хрипотцой (поражены хрящи гортани) или гнусавый (начал разрушаться нос). У Воланда хрипотца.
Наконец, когда он просит Маргариту смазать мазью больное колено, то комментирует это так: «Приближённые утверждают, что это ревматизм, но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чёртовой кафедре». Брокенские горы, по поверьям – место, где устраивали шабаши ведьмы, совокупляясь с дьяволом. Кстати, разные глаза и хромота в европейских поверьях – признак дьявола независимо от сифилиса. Похоже, Булгаков, как врач-венеролог по профессии, просто их обыграл.
Все имена в романе – говорящие
Имя «Воланд» автор взял из пьесы «Фауст», где так один раз представляется Мефистофель, то есть дьявол. Вообще в романе очень много отсылок к этой пьесе, так, например, у Воланда в какой-то момент появляется шпага (она была у Мефистофеля), а когда с ним знакомятся Берлиоз и Иван Бездомный, Воланд опирается на трость с рукояткой в виде головы пуделя – в пьесе Мефистофель в пуделя возвращается.
Имена всех приближённых Воланда могут быть расшифрованы при обращении к ивриту и древнееврейским верованиям. Так, Коровьев, скорее всего, обращается к слову «каров», то есть «близкий, приближённый»; Азазелло – это Азазель, один из демонов, который, как считается, изобрёл оружие и зеркала (кстати, в романе он выходит из зеркала), Бегемот – буквально «животное» (или, точнее, «животные»). Кстати, в христианской традиции «бегемотом» стали звать демона, потакающего плотским желаниям; он мог воплощаться не только в кота, но и в собаку, волка и слона. Также по поверьям он заведовал у дьявола пиршествами.
Фамилия Бездомного может отсылать к словам Иисуса о торговцах в храме: «дом Мой домом молитвы наречётся» - ведь Бездомный атеист, он не посещает храма, то есть дома Божьего. Гелла – слово, которым на острове Лесбос в античные времена звали насильственно умерших девушек. После смерти они становились вампиршами, как и персонаж Булгакова.
Маргариту в романе откровенно сравнивают с королевой Марго, представительницей династии Валуа, которую при жизни звали главной блудницей Франции и которую католики упрекали в предательстве веры за то, что она спасла мужа-гугенота. Это имя у героини также отсылка к возлюбленной Фауста. Маргарита вызывает симпатию своей эмоциональностью и умением любить, но в конце концов именно её несдержанность, неготовность обдумывать и готовность поставить любовь (кстати, грешную – ведь она замужем) превыше всего приводит к тому, что она оказывается во власти дьявола.
Для женщин это традиционно была мистическая роль: Кто из актрис сыграл булгаковскую Маргариту в кино, и как это отразилось на их судьбах.