Юсаку Камэкура: тот, кто придумал логотипы Олимпийских игр в Токио, бренда Nikon и заставил весь мир полюбить японский дизайн
1,274
просмотров
Он создал логотип Олимпийских игр в Токио 1964 года, первым использовал фотографию для рекламного плаката мероприятия мирового уровня, населил японские улицы и печатные издания абстракциями и создал для японских брендов логотипы, не менявшиеся затем десятилетиями. Он был влюблен в западный дизайн – и в этой любви рождалась новая традиция, которая впоследствии вдохновит весь мир.

Юсаку Камэкура – отец японского дизайна, человек, благодаря которому дизайн в этой стране стал уважаемой и значимой профессией.

Экзюпери и цветные коробки

Экзюпери и цветные коробки Плакаты Юсаку Камэкуры.

Юсаку Камэкура родился в 1915 году в префектуре Ниигата, к северо-западу от столицы, на берегу Японского моря.. Уже в семнадцатилетнем возрасте он получил свой первый заказ – оформление японского издания «Ночного полета» Экзюпери. Этот опыт стал определяющим в его карьере: юный Камэкура больше не хотел заниматься ничем другим.
В тридцатые годы Япония уже встала на путь изучения и заимствования западного подхода к дизайн-проектированию – тогда как тремя десятилетиями ранее, наоборот, европейские дизайнеры, художники и мастера декоративно-прикладного искусства видели в японской архитектуре и ремеслах образец для подражания. Японская промышленность развивалась быстрыми темпами, что породило необходимость в появлении систематического обучения «художников для промышленности» - то есть дизайнеров. Что касается Юсаку Камэкуры, то он попросту восхищался западноевропейским дизайном и модернистской архитектурой. Он получил образование в институте, перенявшем систему подготовки легендарной школы Баухаус, он работал с фотографами и дизайнерами, учившимися на западе. Он бредил ар-деко, супрематизмом, конструктивистскими экспериментами…
А потом началась война.

Плакаты Юсаку Камэкуры.

Поражение Японии обернулось настоящей катастрофой для миллионов ее граждан. Все силы были брошены на восстановление экономики, капитализм в западном его понимании проникал в страну, а вместе с ним и европейский графический дизайн, порожденный жесткой конкуренцией производителей – узнаваемые логотипы брендов, кричащая реклама, упаковка, цепляющая взгляд… Однажды Камэкура нашел на вокзале пустые коробки с абстрактным рисунком – их выбросил кто-то из американских военных. Дизайнер был заворожен резкими контрастами, смелостью цветов, жесткими линиями… Он бережно привез их домой и поставил у себя в комнате. Вот, подумал он, это и есть цивилизация, это настоящий дизайн. Их яркая пестрота доставляла ему радость, простую и однозначную. Прошло время гордости за ширмы, веера и костяные гребни – нужно принять новое. Именно в дальнейшем изучении и развитии принципов западного дизайна Камэкура увидел перспективы для развития родной страны и преодоления послевоенного кризиса.
Впоследствии, на международной конференции в Нью-Йорке, посвященной современному состоянию дизайна и промышленности, будучи уже состоявшимся дизайнером, Камэкура вспоминал именно этот случай – цветные коробки на полке, будто говорившие ему: «Не бросай свою мечту».

Логотипы для вечности

Логотипы для вечности Плакаты Юсаку Камэкуры.

Итак, вдохновленный образцами западного дизайна, Камэкура начал планомерно воплощать свои идеи в жизнь. Его излюбленным приемом были абстрактные, простые, сильно геометризированные изображения, строгие шрифты и смелые цвета – синий, оранжевый, желтый… В то же самое время нельзя сказать, что дизайнер полностью отказался от традиций культуры, в которой вырос. Он опирался на графический язык японской геральдики и гравюры, интерпретируя национальные мотивы в новом, модернистском ключе. «Мы должны заново создать наши традиции», - говорил он.

Плакаты для Nikon.

И в самом деле, рекламные плакаты Юсаку Камэкуры стали классикой послевоенного графического дизайна и образцом для подражания, он создал своего рода художественное направление в японской культуре, влияющее, в свою очередь, и на деятельность западных дизайнеров. Он сам со временем пришел к мысли, что японский графический дизайн не должен слепо следовать западной моде, поддаваясь каждому мимолетному поветрию. Нужно творить для будущего (как когда-то дизайнеры модернизма), нужно ориентироваться на вечность, а значит – создавать логотипы, которые будут актуальны и спустя десятилетия.

Плакаты для Nikon.

На протяжении пяти лет Камэкура исследовал лучшие образцы западного графического дизайна, чтобы выявить закономерности в их стилистических решениях. 700 логотипов со всего мира вошли в книгу «Товарные знаки мира», увидевшую свет в 1956 году. Сам он, опираясь на найденные им соответствия и собственное видение хорошего дизайна, рисовал абстрактные, жесткие по форме, простые и четкие знаки – действительно, они выглядят актуальными и по сей день. Самые значимые его работы шестидесятых годов – это логотип и реклама компании Nippon Kogaku (Nikon Cameras), а самые известные, пожалуй – официальный фирменный стиль Олимпийских игр в Токио.

Олимпийские игры в Токио

Олимпийские игры в Токио Логотип и плакат летних Олимпийских игр в Токио.

Именно тогда Камэкура доказал, что синтез западной и европейской концепции в дизайне не только возможен, но и приводит к потрясающим результатам. Он подал эскиз на рассмотрение в самый последний момент и оказался лучшим. Золотые олимпийские кольца и алый круг над ними – и флаг родной страны, и восходящее солнце. Никаких бегущих фигурок, атлетов и факелов. Сочетание простых форм и двух чистых цветов было строгим, чистым и запоминающимся, знак хорошо смотрелся буквально на любом носителе. Также он разработал несколько плакатов, используя спортивную фотографию – и это был прорыв, демонстрирующий новые возможности фототехники… а еще стремление дизайнера к совершенству и терпение всей съемочной группы.

Плакаты Олимпийских игр в Токио.

Шесть бегунов на протяжении нескольких часов устремлялись к линии, куда был направлен объектив высокой точности. Эксперименты с экспозицией и выдержкой, бесконечное количество пленок, кадр за кадром… И наконец – тот самый образ. Таким безжалостным перфекционистом Камэкура оказался в работе – а в жизни был открытым, теплым и неравнодушным человеком. Он обладал фантастической способностью заводить друзей, его привлекали такие же яркие, смелые личности, каким был он сам – и потому круг его знакомых состоял почти исключительно из выдающихся мастеров своего дела.
После ошеломительного успеха проектов для летних Олимпийских игр, Камекура продолжал разрабатывать плакаты для многих других мероприятий, включая Зимние Олимпийские игры 1972 года и Всемирные выставки дизайна в Японии.

Влияние

Разумеется, Камэкура был не только творцом, но и настоящим вдохновителем для молодых талантов. Ему отдают должное многие японские дизайнеры, чьи работы давно признаны классическими – Икко Танака, Кадзумаса Нагаи, Акира Унои другие. Он разработал узнаваемый стиль крупнейших японских брендов, в том числе и автомобильных, и мир увидел их, запомнил и полюбил. Камэкура основал Японскую ассоциацию графического дизайна, активно занимался обучением молодежи и продвижением талантов из родной страны на Западе – как когда-то продвигал в Японии европейский дизайн.

Дизайн Европы и США служил образцом и для других известных японцев, которые в дальнейшем вошли в историю как зачинатели нового стиля - например, Ханае Мори стала первым дизайнером из Японии, покорившим Париж: «Я завоевала мир, в котором женщинам не было места».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится