За кадром фильма «Афоня»: как снималась культовая советская алко-комедия, и за что кинематографисты обиделись на автора сценария
463
просмотров
С момента выхода на экраны картины Георгия Данелия прошло уже больше 45 лет, а он всё ещё заставляет зрителей радоваться и грустить, сопереживать героям и спорить о том, насколько прав каждый из них в своём восприятии действительности. Удивительно, но «Афоня» оказался настолько удачным, что его смогли по достоинству оценить и критики, и зрители, и даже актёры и режиссёры. Но процесс создания фильма был очень непрост.

Единство и борьба двух творцов

Единство и борьба двух творцов Александр Бородянский.

Сценарист Александр Бородянский после того, как закончил писать свою историю об Афоне, показал законченный вариант приятелю. Тот сразу же загорелся идеей отправить сценарий на всесоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Сам автор очень сомневался, ведь Афоня вовсе не был примером для рабочих: хапуга и рвач, да ещё и любитель выпить.

И всё же трагикомедия тогда завоевала первый приз, а Александр Бородянский получил возможность увидеть воплощение своего сценария на экране. Госкино приняло решение снимать картину не в Киеве на киностудии имени Довженко, как изначально планировалось, а на «Мосфильме». Режиссёром вместо Леонида Осыки был назначен Георгий Данелия, исполнителя главной роли тоже решено было заменить. В Киеве речь шла о том, чтобы главного героя играл Борислав Брондуков, но у Данелии было собственное видение образа Афони.

Георгий Данелия.

При этом на Бородянского оказались обижены киевские кинематографисты, решившие, будто автор сценария передумал снимать фильм на киностудии Довженко, а Данелия был недоволен тем, что Бородянский не хотел снимать на «Мосфильме». Расстроен был и Борислав Брондуков, которого лишили возможности сыграть главную роль. Но выигрыш в конкурсе послужил основанием для того, чтобы решение принимало Госкино СССР.

Кадр из фильма «Афоня».

После встречи с режиссёром молодой автор сценария уже не сомневался: на экране ему доведётся увидеть очень видоизмененную историю. Георгий Данелия сценарий оценил по достоинству, но вот печальный финал его не удовлетворил. Когда был готов режиссёрский вариант сценария, Данелия поинтересовался у Бородянского, понравился ли ему результат. Услышав вымученное «Нормально», режиссёр всё понял и тут же, извинившись, отправил готовый сценарий в мусорную корзину. Каждую сцену начали переписывать заново.

У автора сценария и режиссёра было разное представление о будущем картины. Александр Бородянский представлял фильм в миноре, а вот Данелия изначально хотел снять картину в оптимистичной тональности.

Актёры и музыканты

Актёры и музыканты Кадр из фильма «Афоня».

Георгий Данелия видел в главной роли обаятельного и фактурного актёра, способного покорить сердце наивной девушки. Из трёх претендентов он решил остановиться всё же на Леониде Куравлёве, хотя роль Афони могли сыграть поляк Даниэль Ольбрыхский или Владимир Высоцкий. Но первым двум актёрам в образе главного героя могли не простить того, что в результате простили Куравлёву. Зрители искренне полюбили Афоню, и это был именно тот эффект, которого и хотел добиться режиссёр.

Кадр из фильма «Афоня».

На роль Кати Георгий Данелия без проб утвердил Евгению Симонову, но ему пришлось согласиться с условиями съёмок в кратчайшие сроки. В то время актриса уже была задействована в картине «Пропавшая экспедиция», и Александру Яблочкину, директору картины, удалось увезти её из Башкирии всего на трое суток. Именно за это время и снял Данелия все сцены с участием милой Кати. При этом работа велась круглосуточно, а Евгения Симонова успевала спать только в машине во время переезда съёмочной группы с места на место.

Кадр из фильма «Афоня».

Борислав Брондуков, сыгравший Федула, неожиданно для режиссёра стал настоящим любимцем публики. Он был очень органичен в этом образе. Его даже попытались не пустить в ресторан, где проходили съёмки одной из сцен, а швейцар уже был готов отправить «нарушителя» в милицию. К счастью, на пороге вовремя появилась ассистент режиссёра, спасшая ситуацию.

В фильме «Афоня» впервые на широкую публику прозвучала песня «Ты или я» группы «Машина времени». Исполнители могли и сами сняться в картине, но произвели впечатление ненадёжных музыкантов, которые вполне могут сорвать съёмку и не прибыть на площадку вовремя. Поэтому Данелия решил подстраховаться и снять группу «Аракс» вместо самой «Машины времени».

Счастливый финал

Счастливый финал Кадр из фильма «Афоня».

По сценарию в финале картины Афоня берёт билет на случайный рейс. Когда же милиционер проверяет документы героя, то с фото в паспорте на него смотрит весёлый парень, но в жизни наш герой выглядит потухшим, уставшим и унылым. Финальная сцена в таком виде абсолютно не удовлетворяла режиссёра.

И Данелия принял решение вставить кадры с Катей, появлявшейся перед героем и произносящей: «Афанасий, мне кто-то позвонил, и я решила, что это вы!» Некоторые критики сочли подобный финал слишком примитивным, зато зрители приняли её с восторгом.

Кадр из фильма «Афоня».

Режиссёр и актёры мешками получали письма, а в руки Георгия Данелии попало одно, в котором женщина обвиняла режиссёра в неправдоподобности и излишней обаятельности главного героя. Она даже спрашивала, доводилось ли «товарищу режиссёру» когда-нибудь спать с пьяным сантехником? Георгий Николаевич даже написал даме ответ, в котором признался, что не вообще не спал никогда с сантехниками.

Несмотря на критику и слишком банальный счастливый финал, зрители продолжают смотреть «Афоню», смеясь и огорчаясь вместе с его героями.

***

Непутевый сантехник Афанасий стал одним из лучших кинообразов Леонида Куравлёва, но своим успехом фильм был обязан не только ему, но и исполнительницам женских ролей. У некоторых из них после этого карьера пошла на взлет, а у других «Афоня» остался единственной вершиной в творческой биографии. Кто из актрис на протяжении долгих лет боролся с алкогольной зависимостью, кто эмигрировал в США, а кто стал заложницей одного образа?

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится