Однажды в «Литературной газете» опубликовали гневное письмо многодетной матери из Менделеево. Это был настоящий крик души – женщина писала о тех проблемах, с которыми ей доводилось сталкиваться ежедневно, и сетовала на непонимание окружающих: вместо уважения и поддержки она чаще встречала в обществе осуждение и даже агрессию – мол, десяток детей в семье – это дикость! Вера Кучина удивлялась тому, что на телевидении не было ни одной передачи, посвященной проблемам больших семей, и что писатели не проявляли интереса к этой теме: «Просто не верится, что не найдется подходящего материала для повести или романа, основанного на правдивой истории многодетной семьи».
Это письмо попалось на глаза сценаристу Аркадию Инину, который как раз искал материал для нового произведения. Эта история его вдохновила, и он написал Вере Кучиной письмо, где сообщил ей о том, что хочет снять фильм об их семье, и предложил ей встретиться. Женщина ответила отказом: «Хорошее дело фильм, но для чего, с какой целью? А то выйдет на экраны розовый фильм, с розовыми ребятишками и очень розовой мамой, и зрители покинут зал, не досмотрев «кина». Человечество очень устало от всего розовенького. Сейчас ведь дураков нет… Так что кино не надо…». Многодетная мать попросту не поверила в то, что кто-то решится снять правдивый фильм о тяготах ее жизни.
Но Аркадий Инин от своей идеи не отказался. Он написал сценарий под названием «А я что сделала?», и режиссер Юрий Егоров заявил о том, что готов снять по нему фильм. Это была история о встрече одноклассников через 20 лет после окончания школы. Каждый из них за это время добился немалых успехов в профессии, только главная героиня, «умница, отличница и староста», нигде не работала и могла похвастаться только тем, что вышла замуж и родила десятерых детей. На вопрос о том, чего она достигла, Надя Круглова отвечает: «Я – мама!»
У этого фильма была особая миссия. Дело в том, что в те годы в СССР наблюдался спад рождаемости, и фильм был призван поднять престиж многодетной семьи. Из-за этого его не жаловали критики, называя «советской агиткой», «чистой утопией» и «откровенной пропагандой». У зрителей этот фильм вызывал такую же реакцию. Когда съемочная группа объездила с премьерой «Однажды 20 лет спустя» десятки городов, режиссеру и актерам часто приходилось слышать упреки в фальшивости и идеализации жизни большой семьи. По мнению настоящих многодетных матерей, Гундарева выглядела слишком ухоженной, свежей, спокойной и умиротворенной для такой роли.
Наталья Гундарева на это отвечала: «На одной встрече меня упрекнули за идеализацию – мол, всё у моей героини чересчур уж хорошо, в жизни так не бывает. Ну что сказать?.. В идеализированный образ Нади Кругловой я постоянно старалась вносить земные черты. Такие, чтобы кто-то из зрителей мог сказать: «Моя мама так улыбалась», «Моя мама так же решала со мной задачки», «Моя мама тоже так обрадовалась, когда…». В общем, старалась, чтоб получилась такая вот всеобщая мама…». Впрочем, актриса и сама считала эту роль одной из самых своих нелюбимых, а фильм называла шоколадно-мармеладным тортом, залитым сверху еще и мороженым.
Режиссер действительно был вынужден «сглаживать углы» и убрать из фильма некоторые эпизоды. Так, например, в сценарии была реплика прохожей, осуждающей Надю Круглову: «У женщины есть более важные дела, чем быть рожающей машиной». Дети Веры Кучиной тоже говорили, что кино было мало похоже на их реальную жизнь. Хотя некоторые эпизоды и были «списаны» с их биографии. Например, сцена с костюмом Снегурочки для новогоднего утренника – Вера Кучина действительно провела всю ночь за швейной машинкой, чтобы сшить наряд для дочери Нины. Ее так же, как и героиню Гундаревой, в «Детском мире» подозревали в спекуляции, когда она набирала мешки одежды разных размеров.
Если бы актеры, исполнившие роли одноклассников в этом фильме, тоже встретились 20 лет спустя, эта встреча была бы не менее интересной. Их судьбы сложились по-разному, некоторые из них давно не снимаются в кино. Ольга Гобзева, сыгравшая поэтессу, не только завершила актерскую карьеру, но и отреклась от всего мирского, став в 1993 г. монахиней. Сыграв более 40 ролей в кино, она вдруг осознала, насколько актерская профессия губительна для души: «Я поняла, что не хочу, чтобы во мне жил кто-то иной. Если Господь создал меня такую, какая есть, то не стоит впускать в себя какой-то другой образ… Наверное, я ушла из актерства только потому, что поняла: жизнь проходит в иллюзиях. Маска прирастает. Жизнь гораздо интересней любой роли…».
Евгений Лазарев, сыгравший телеведущего и кандидата наук, в реальной жизни стал профессором и преподавал во ВГИКе, в 1980-х гг. был главным режиссером Театра на Малой Бронной. В 1990-х гг. его пригласили в США сначала в качестве режиссера, а затем – и преподавателя актерского мастерства. Он работал в нескольких американских университетах и театральных школах. В последние годы актер не появлялся на экранах и не приезжал в Россию – он так и остался жить в США. В 2016 г. он ушел из жизни.
Валентина Титова, сыгравшая женщину-астронома, сделала блестящую кинокарьеру, сыграв более 90 ролей в театре и в кино. Но спустя годы она призналась, что в свое время тоже мечтала стать многодетной матерью, когда была замужем за актером и режиссером Владимиром Басовым. Но он сказал ей, что не хочет воспитывать дома футбольную команду. Актриса родила двоих детей, но ее брак распался из-за алкогольной зависимости мужа.
Зрители вряд ли помнят о том, что видели в этом фильме Леонида Якубовича – ему досталась маленькая роль в массовке. Он просто сидел за партой в школьном классе вместе с другими одноклассниками и не произносил ни слова. После этого он продолжал сниматься в кино, но в 1991 г. стал ведущим телешоу «Поле чудес», что и принесло ему всенародную любовь и популярность. Сидел за партой в рядах массовки и сценарист Аркадий Инин.
Дочь главной героини, которая в 16 лет собралась замуж, сыграла Татьяна Назарова, дочь известного актера Юрия Назарова. Через 5 лет после выхода фильма она окончила ВГИК, правда, мечтала быть не актрисой, а режиссером. Татьяна открыла театральную студию для подростков, но из-за финансовых трудностей она просуществовала недолго. И Назарова занялась мебельным бизнесом. Своей работой она гордится, в то время как актерской профессии всегда стеснялась, называя ее в своем случае «скоморошеством». По ее мнению, только гениальные актеры могут оставаться на экранах, а себя она к таковым не причисляла.
Дарья Мальчевская, сыгравшая одну из дочерей главной героини, тоже не стала актрисой. В кино она попала случайно – когда ей было 6 лет, помощник режиссера обратил на нее внимание и предложил прийти на пробы. Позже Дарья окончила филологический факультет, работает в крупной кондитерской компании.
В реальной жизни у Натальи Гундаревой детей не было, а после этой роли она стала самой известной советской киномамой. После выхода фильма ей часто задавали вопрос о том, как ей удалось сыграть многодетную мать, если в жизни у нее не было опыта рождения и воспитания детей. Актриса обычно отшучивалась или уходила от ответа, хотя на самом деле она, конечно, переживала из-за того, что не испытала счастья материнства, и называла это расплатой за успех.