Особенности национальной погоды
Снимался фильм быстро. В 1994 году Александр Рогожкин написал сценарий и тут же приступил к подбору актеров. Большую часть натурных съемок делали в Приозерском районе Ленинградской области, на границе с Карелией. Пока готовились и ждали финансирования, лето уже закончилось, поэтому в картине мы видим мягкую осень. Правда, для актеров это временя года оказалось нелегким. Например, сцену в бане снимали «без отопления». Эффект жары достигали с помощью искусственного дыма и намазывания участников маслом, которое должно было имитировать пот. На самом деле температура в парилке держалась около 10 градусов, а потом еще приходилось и в воду нырять, изображая полное удовольствие.
Замерзла вся съемочная группа и несколько месяцев спустя, когда пришлось в сильнейший мороз снимать «настоящую русскую охоту» в стиле Льва Толстого, которая снится романтическому финскому гостю. Тут снег был вполне настоящим, натура – зимняя, множество животных, бесчисленное количество дублей… Как рассказывают очевидцы, больше всех замерз режиссер и красивая девушка в амазонке, изображающая знатную охотницу. Бедняжка несколько часов просидела в седле, и буквально заледенела в такой позе, – снимали с лошади ее несколько человек.
Пострадала ли корова в бомболюке?
К сожалению, без жертв в данном случае не обошлось. В роли смелой коровы снимались три буренки. Чтобы их можно было принять за одну, гримеры гуашью подрисовывали животинам пятна. Одну из них действительно подвешивали в бомболюке на гамаке, и в один из моментов корова сорвалась и упала из грузоотсека. По другим данным, одна из смелых «летчиц» после фильма благополучно отелилась.
Еще не повезло на съемках овчарке, которая «играла роль» волка и убегала от своры борзых по полю. По расчетам, собака должна была успеть добежать до машины, но борзые случайно сорвались раньше времени, поэтому овчарке не поздоровилось. Настоящий волк в кадре, кстати, тоже был, его снимали «крупным планом».
Еще одной жертвой живой природы стал актер Семен Стругачев. Его невзлюбил медвежонок, который в фильме исполнял не последнюю роль. В моменте, где бравые охотники фотографируются с сонным мишкой, мохнатого актера действительно усыпили, но в один из моментов он неожиданно проснулся и укусил своего «коллегу по съемочной площадке». Зато именно этот дубль, живой и яркий, было решено оставить в окончательном монтаже картины.
Русско-финская дружба
В первоначальном варианте сценария молодой иностранец должен был быть немцем, но затем дирекция картины решила посотрудничать с финнами и отправила за границу запрос. Ответ на него пришел, но только уже к концу съемочного процесса. Зато все мы узнали о Вилле Хаапасало. Это был единственный актер нужной национальности, знакомый Рогожкину, который хорошо говорил по-русски.
На самом деле, в фильме были задействованы как минимум два финских актера: в роли темноволосой доярки выступила супруга Вилле – Саара. Вероятно, молодая жена не решилась отпускать мужа к русским красавицам.
После премьеры
Фильм вызвал у зрителей смешанные чувства. Его ругали примерно так же часто, как и хвалили. Положительно настроенные кинокритики находили в нем «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду» и галерею «социальных масок»: Генерал, Егерь, Милиционер, Интурист. Другие упрекали в пропаганде пьянства и плоскости, эксплуатации стереотипов о России: «баня, водка, медведи». Однако волна зрительского отклика, которая не стихает до сих пор, лучше любых «знатоков» голосует за «Особенности национальной…», недаром ведь даже само это словосочетание стало устойчивым.
Сам же режиссер к своему детищу всегда относился несколько скептически. Судя по всему, изначально, в его мыслях, картина рисовалась немного другой, но потом как-то получилось то, что получилось. Актер Виктор Бычков вспоминал: «"Особенности национальной охоты" Рогожкин хотел уничтожить. Он снимал совершенно другое кино. Но так сложились обстоятельства, был такой кастинг, природа, и все жили счастливой коммуной, что получилось именно такое кино. И как честный человек, потративший государственные деньги, Рогожкин сказал: ну да, получился убогий ребенок, пускай на него кто-нибудь посмотрит».
Еще в интервью режиссер признавался, что не считает свой фильм комедией и называл его «кратким курсом ненаучного коммунизма». Последнее загадочное утверждение он пояснял так: «…научного коммунизма у нас никогда и не было. Зато ненаучный был всегда. По крайней мере, в быту. Когда ты не думаешь о хлебе насущном, у тебя море водки и никаких проблем — это и есть «ненаучный коммунизм».
Судьба актеров, сыгравших в фильме, сложилась по-разному. Некоторые из них на волне популярности фильма создали для себя устойчивый профессиональный фундамент, некоторых уже, к сожалению, с нами нет. Отдельные бывшие звезды, выступив ярко в одном удачном проекте, в дальнейшем пополнили ряды актеров, бешеная популярность которых сегодня сошла на нет