За кадром «Собаки Баскервилей»: какие страсти кипели на съемках вокруг Никиты Михалкова и… каши
1
1
2,365
просмотров
26 октября исполняется 89 лет знаменитому кинорежиссеру и сценаристу, народному артисту РСФСР Игорю Масленникову. В его фильмографии – более 20 режиссерских работ, самой известной из которых стали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». С 1979 по 1987 гг. на «Ленфильме» было снято 11 серий, а самой популярной в народе стала «Собака Баскервилей».

Кроме Василия Ливанова и Виталия Соломина, в этом фильме снялся Никита Михалков. Правда, с первых же дней его появления на съемочной площадке режиссеру пришлось об этом пожалеть…

На съемках фильма *Собака Баскервилей*, 1981

К экранизации избранных произведений Артура Конан Дойла Игорь Масленников приступил в 1979 г. Успех первых двух фильмов не оставлял сомнений в том, что зрители ждут продолжения. Режиссер рассказывал: «В том, что мы взялись за «Собаку», виноват зритель, который не давал нам покоя: «Если уж взялись за Шерлока Холмса, то как вы можете пройти мимо такого шедевра, как «Собака Баскервилей»?» Происходило всё это в эпоху, когда зрители ещё писали письма. На ЦТ стояли целые мешки писем с требованием продолжения. Но надо признаться, на этот раз меня не пришлось уговаривать долго. Вступили в дело «мистические» числа. До этого мы сняли два фильма – по две и три серии. Потом рассудили так: хорошо бы закончить цикл двухсерийной «Собакой», красивыми цифрами – три фильма, семь серий. Но, как вы знаете, это был еще не конец...».

Кадр из фильма *Собака Баскервилей*, 1981
Никита Михалков в роли сэра Генри Баскервиля

В роли Генри Баскервиля режиссер видел актера Николая Губенко, но тот по каким-то причинам отказался от съемок. Роль Элизы Бэрримор досталась Светлане Крючковой, которая на тот момент снималась в фильме Никиты Михалкова «Родня». Она-то и подала идею Масленникову предложить сыграть сэра Генри Михалкову. Режиссер поддался на уговоры – и очень скоро об этом пожалел.

Никита Михалков и Александр Адабашьян в фильме *Собака Баскервилей*, 1981

На «Ленфильм» Михалков приехал за 12 дней до начала съемок. Он прибыл не сам, а в компании своего друга – сценариста, актера и режиссера Александра Адабашьяна. Оба тут же начали себя вести как хозяева положения, как будто они сами собирались руководить всем съемочным процессом. Михалков объяснял Масленникову, как нужно снимать тот или иной эпизод, сам пытался режиссировать сцены со своим участием. Бессменный Шерлок Василий Ливанов, у которого отношения с режиссером не заладились с самого начала, не упустил шанса съязвить: «Ребята, давайте отпустим домой Масленникова! Ну что он тут сидит?»

Никита Михалков и Александр Адабашьян в фильме *Собака Баскервилей*, 1981
Кадр из фильма *Собака Баскервилей*, 1981

Мириться с таким положением дел режиссер не был намерен. Годы спустя он вспоминал: «Поначалу я не мог понять, зачем Михалков привёз Адабашьяна. Когда мы начали снимать, они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться. И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссёру! Помню, явившись первый раз на съемку, Никита со свойственным ему размахом стал жаждать крови. По натуре он всё-таки лидер и по призванию – режиссер. Раскомандовался: «Ты пойдёшь сюда, ты – туда!..» Что же мне было делать? Я не деспот и не диктатор, но на площадке должен быть один режиссёр, иначе ничего хорошего не выйдет. Я рявкнул, и это произвело должный эффект. И они поняли, что я из себя что-то представляю. Михалков был счастлив. Потому что, кроме того, что он лидер и режиссёр, он еще и актёр, а актёру очень важно, чтобы у него был руководитель, чтобы его кто-то вёл и направлял, а он ни о чем не заботился – режиссёр всё придумает, всё подскажет. И вот Никита «поплыл» в этом счастье: «Так надо, скажи? Так надо стать? Туда поглядеть?» Так что лаской и из Михалкова можно сделать послушного ягнёнка».

Кадр из фильма *Собака Баскервилей*, 1981
Кадр из фильма *Собака Баскервилей*, 1981

А чтобы энергию Адабашьяна направить в нужное русло, Масленников нашел занятие и для него – он отдал ему роль Бэрримора, на которую еще никого не утвердили. Решение было мудрым: после того, как Адабашьян тоже перешел в подчинение к режиссеру, ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли снимают фильм, – и он приступил к работе над собственной ролью. Масленников признавался: «Меня многие упрекали, что я пригласил его на роль: мол, это не в стиле картины. Но мне кажется, что его органика – бешеное, темпераментное начало – очень хорошо вписалась в эту историю. Адабашьян же являлся для него своеобразным амортизатором, противовесом. Вот я и воспользовался их собственной интригой – шушуканьем за моей спиной – и втянул обоих в общую игру».

Кадр из фильма *Собака Баскервилей*, 1981
Никита Михалков в роли сэра Генри Баскервиля

Нужно отдать должное этим двум возмутителям спокойствия – они не только блестяще справились со своими ролями, но и привнесли в них немало таких деталей, которых не было в сценарии. Генри Баскервиль приезжает в Англию из Америки, из другой культурной среды, и чтобы усилить контраст, режиссер решил нарядить его в волчью шубу и наделить развязными манерами. В противовес мясу и вину, к которым он привык, на столе у англичан была традиционная овсянка. Фраза невозмутимого Бэрримора «Овсянка, сэр!» стала крылатой. Адабашьян внес в эту сцену и свои коррективы. Он рассказывал: «Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт – доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка».

Кадр из фильма *Собака Баскервилей*, 1981
Кадр из фильма *Собака Баскервилей*, 1981

Вокруг овсянки на съемах разгорелись нешуточные страсти. Специально для фильма кашу варила ассистентка по реквизиту, и ее кулинарные способности оказались такими выдающимися, что обычное блюдо превратилось в шедевр. К концу съемок в павильон каждый день приходилось приносить еще одну кастрюльку для съемочной группы. А в перерывах между съемками к посуде с кашей приставляли охрану, чтобы она не исчезала раньше времени.

Никита Михалков в роли сэра Генри Баскервиля
Кадр из фильма *Собака Баскервилей*, 1981

Адабашьян и Михалков помогали находить яркие краски для образов и другим актерам. Светлана Крючкова на момент съемок в фильме ждала ребенка. В это же время ее муж, оператор Юрий Векслер, оказался с инфарктом в реанимации. Эмоциональное состояние актрисы и так было нестабильным, а ее героине предстояло по сценарию все время рыдать. Чтобы не заставлять Крючкову лишний раз переживать стресс и не подвергать опасности ее ребенка, ей предложили произносить тот же текст не со слезами, а с улыбкой и смехом – другим полюсом истерики. Когда брата ее героини обвинили в совершении преступления, она улыбалась и начинала рассказывать историю, придуманную Адабашьяном: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» Импровизация получилась очень удачной, и это оставили в фильме.

Светлана Крючкова в фильме *Собака Баскервилей*, 1981
Светлана Крючкова и Александр Адабашьян в фильме *Собака Баскервилей*, 1981

Больше всего сложностей возникло с главным персонажем этой серии – собакой Баскервилей. Она должна была наводить на всех ужас и выглядеть, как настоящий монстр. Перебрали несколько пород собак, даже пекинеса! В результате выбрали дога, облепили его светоотражающей лентой, наклеили сверху скелет. Но в итоге это смотрелось так, как будто в кадре был просто «бегающий скелет». Хотели покрасить всего пса фосфором, как у Конан Дойла, но кинологи запретили – это нанесло бы вред его здоровью. В итоге для собаки изготовили светоотражающую маску, а вместо фосфора сделали смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия. К тому же «монстр» оказался очень миролюбивым и не демонстрировал нужной агрессии. Дог стойко выдержал многочисленные дубли, пока удалось добиться желаемого эффекта, и стал любимцем группы.

Никита Михалков и Виталий Соломин на съемках фильма
Никита Михалков в роли сэра Генри Баскервиля

Советская экранизация произведений Конан Дойла была настолько удачной, что даже на родине писателя ее признали одной из лучших: За кадром «Приключений Шерлока Холмса».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится