Однако наши современники отнюдь не новаторы в желании множить изображения еды. Художники всех времен с особым чувством изображали на своих полотнах те или иные яства, причем не обязательно это были натюрморты. Чаще всего, еда использовалась для того чтобы подчеркнуть общее настроение картины, уточнить детали и придать ей особую глубину. И это неспроста, отношение человечества к еде всегда было как к чему-то большему, нежели элементу выживания.
Еда – это не просто то, что дает нам энергию и позволяет жить дальше, это – символ. Ведь не зря говорят, что ты – то, что ты ешь. Однако если в эту фразу вкладывают смысл о необходимости правильного и полезного питания, то на деле все еще сложнее. Демонстрируя то, что он ест, человек показывает свой социальный статус, свои убеждения относительно питания, то, как он понимает красоту и как относится к жизни.
Для художников любого периода «тайные посылы», сделанные с помощью еды, встречаются достаточно часто и если попытаться их раскрыть, то могут обнаружиться весьма интересные факты.
Еда, как символ человеческих грехов
В средневековье чаще всего еда использовалась для того чтобы подчеркнуть классовое неравенство и демонстрации греховного падения. В тот период, когда еда добывалась тяжким трудом, иначе быть и не могло.
Придворный художник из Шотландии написал картину «Притча о богаче и Лазаре», которая датируется 16 веком. На ней очень явно продемонстрировано классовое неравенство. Феодалы наслаждаются дичью, они розовощекие, довольные и счастливые. А за дверью стоит голодный бедняк и просьбы накормить его игнорируются и не мешают богачам есть дальше. Вторая часть картины расставляет все по местам, обещая скупым феодалам место в аду за их жадность и нежелание делиться едой, которая у них в избытке. Бедняку же уготованы небеса и рай.
«Вакха» Караваджо изображает еду более тонко, не проводя прямых параллелей, а скорее намеками приводя зрителя снова к людским порокам. Тарелка с фруктами часто встречается на картинах и обычно является символом плодородия и благополучия. Однако на этой картине не все так просто, если приглядеться, становится понятно, что фрукты изображены нарочито порченными. У яблок лежалые бока, кое где они поедены гусеницами, листья жухлые, виноград тоже не первой свежести. Может показаться, что на картине с изображением прекрасного юноши, несвежие фрукты олицетворяют скоротечность бытия. Однако если приглядеться к рукам молодого мужчины, а точнее его ногтям, то меняется и общий смысл. Дело в том, что юный натурщик изображен с черной каймой под ногтями. Да, часто для работ над картинами художники нанимали простых работяг, для которых грязные руки – это неотъемлемая часть. Однако вряд ли бы художник, столь детально прорисовавший все мелочи, допустил бы такую оплошность. Скорее эта деталь, равно как и фрукты с гнильцой, демонстрируют, что внешняя красота не только быстро проходит, но и может скрывать за собой что-то по-настоящему неприятное.
Еда, выражающее классовое неравенство
Тема грязных рук и еды, как нельзя более драматично раскрыта в ранней работе Винсента Ван Гога «Едоки картофеля». Эта его работа не была оценена по достоинству, часто даже она трактовалась как оскорбление людей труда и попытку высмеять крестьянство. Темная и мрачная картина, на которой семейство собралось поздним вечером, при свете лампы за нехитрым ужином – здесь удручает все. На столе картофель, люди одеты тепло, значит в комнате холодно, у них серые, замученные лица, они и сами похожи на картошку. Художник долго работал над этой картиной, ему хотелось передать насколько тяжел труд людей, которые работают день за днем, чтобы к вечеру у них на столе была еда. При этом они едят картошку, чтобы жить и ухаживать за этим самым овощем. Такой вот безрадостный круговорот событий. Вся обреченность существования этой семьи как бы подчеркивает социальное неравенство в обществе. Пока одни завтракают устрицами, жизнь других зависит от картошки.
Герой картины Павла Федотова «Завтрак аристократа», судя по убранству комнаты и халату, вовсе не бедствует. Даже его пудель отлично подстрижен, а листок на стуле с надписью «Устрицы», свидетельствует о том, что эта комната явно знавала дни получше. Однако сегодня на завтрак краюха хлеба и пустой кошелек. Если бы не вдруг заявившийся незваный гость, то хозяин спокойно бы позавтракал хлебом. Однако он вовсе не желает обнаружить диссонанс между своим образом прожигателя жизни и скудным завтраком перед посторонним, потому спешно прикрывает стол раскрытой книгой. Кстати, изначально картина именовалась «Не в пору гость», второе название появилось после смерти художника. Образ, который он изобразил на картине, часто встречается и в литературе и именуется «царьком среднего звена».
Натюрморты как символ эпохи
Не обязательно знать историю или владеть особым художественным взглядом, чтобы понять какой символизм несет натюрморт «Селедка» Кузьмы Петрова-Водкина. Это практически художественная летопись эпохи. Две картофелины, селедка, кусок хлеба. Бесхитростный набор для обеда, на красной скатерти, символизирующей революцию – все собрано наспех, даже картошки несуразно разных размеров и странных форм, а селедка завернута в пергамент. Хлеб нарезан как для пайка, как бы демонстрируя, ограниченность, присутствие нормативов во всем.
Если Петров-Водкин использовал нарочитый минимализм на своих натюрмортах для того чтобы подчеркнуть важность иных событий, происходящих в стране, то легендарная консерва с картины «Банка с супом» Энди Уорхола стала настоящим прорывом в этой области. Если прежде натюрморт рассматривался как исключительно что-то символичное и были даже разработаны специальные тайные символы для обозначения посылов (например, виноград – жертва Христа, абрикосы – грехопадение, а лимон – предательство), то видение американского художника прекрасного в обыденном, шла в разрез с привычным представлением. Слава пришла к художнику не сразу, а банка с супом, стала олицетворением эпохи, стремящейся к массовому производству и стиранию граней между индивидуальностями. Никакой политики, никакого символизма. Просто банка супа на обед. Такая же простая, как и способ ее приготовления.
Натюрморты от пользователей сети
В самом начале материала мы уже упомянули о некоторых причинах, которые заставляют пользователей сети не просто фотографировать свою еду, но и делиться ею в интернете. Это движение стало настолько обыденным, что даже появились специальности фуд-фотограф и фуд-стилист. Таким образом, эстетические качества еды ставятся превыше ее питательных свойств, не так важно, что ты ешь, гораздо важнее как это выглядит. Психологи уверены, что подобное стремление свидетельствует о желании компенсировать недостаток внимания и ярких впечатлений.
Сфотографировать блюдо так, чтобы оно получилось красивым и притягательным – это не так уж и просто, требует не только определенных навыков, но и возможностей гаджета. Все эти «танцы с телефоном» около тарелки оттягивают момент принятия пищи и как бы растягивают удовольствие. Эта забавная особенность может свидетельствовать о серьезной зависимости либо от самой еды, либо от социального одобрения. Ведь другая причина, по которой люди выкладывают фото своей еды в социальные сети – желание получить одобрение окружающих, продемонстрировать им свой уровень благосостояния и подчеркнуть свою значимость. При этом вовсе не обязательно еда будет из ресторанов или кафе, домашние блюда даже носят определенный интимный контекст, а их демонстрация – желание человека делиться подробностями своей личной жизни с окружающими.
Многих людей раздражают фотографии еды в новостной ленте, причем настолько, что они отписываются или скрывают из новостей друга, постящего кулинарные произведения. Оно и не удивительно, ведь на подсознательном уровне любой человек понимает, что это не просто натюрморт, а некое тайное послание, точно такое же как и на известных картинах. Особенно преуспели в этом направлении голландцы их «вкусные» натюрморты превратились в отдельное направление живописи.