Как вынашивали и рожали детей в средневековой Европе
Известие о беременности вызывало не столько радость, сколько тревогу у будущей матери, ведь дело это было рискованное. Не говоря даже о крайне высоких показателях детской смертности (а большинству родившихся младенцев не удавалось прожить на свете больше трех лет), вероятность того, что женщина благополучно преодолеет трудный период беременности и произведет на свет ребенка, не пожертвовав при этом жизнью, была довольно небольшой. О физиологии родов в те времена почти ничего не знали, поэтому и о соблюдении естественных для нашего времени правил речи не шло.
Роды становились неблагополучными в самых разных случаях: многоплодная ли беременность становилась тому причиной, или тазовое предлежание, или даже то, что в процессе не соблюдались элементарные, казалось бы, правила гигиены. Позже, когда уже будут появляться первые цифры и первые анализы, выявится поразительный, на первый взгляд, факт: женщины, которым помогали в родах одни лишь бабки-повитухи, чаще выживали, чем более обеспеченные роженицы, к которым приглашали врача или которые оказывались в больницах.
Загадка получила объяснение лишь в середине XIX века благодаря доктору Игнацу Земмельвейсу, «спасителю матерей». Спустя несколько десятилетий его заключения были приняты медицинским сообществом. Действительно, часто доктора появлялись рядом с роженицей сразу после других занятий, включая и препарирование трупов, после чего ограничивались лишь формальным ополаскиванием рук или даже просто протирали их тряпкой. В результате при осмотре женщины в ее организм попадала инфекция, которая и вызывала родильную горячку, сепсис.
Это последствие тяжелых родов – горячка, огневица – уносившее жизни рожениц любого сословия, не щадило и августейших особ. После нескольких дней, проведенных в агонии, умирали принцессы и королевы, как ожидавшие рождения первенца, так и уже успевшие стать матерями.
Для состоятельных семейств существовала даже негласная традиция приглашать художника запечатлеть на картине беременную женщину – на память о ней, в случае неудачных родов. Но то семья – а сами женщины, конечно, прибегали к любым способам, чтобы повысить шансы на благополучный исход беременности.
Средневековый родильный пояс
Молитвы, амулеты, ритуалы, скорее напоминающие колдовство, чем католические обряды, казались спасительными беременным женщинам Средневековья. Помимо прочего, носили и пояса, которые, с одной стороны, помогали поддерживать живот, а с другой, выполняли эту важную функцию – призывать высшие силы для помощи будущей матери.
«Родильный пояс», созданный из шелка или пергамента, расписывался молитвами, изображениями Христа и святых, и некогда католическая церковь приветствовала практику ношения такого аксессуара во время беременности. А женщина верила, что наличие у нее такого аксессуара поможет родить ребенка в положенный срок, а самой сохранить жизнь и здоровье.
На самом деле, о том, как именно повязывали средневековый родильный пояс, можно только строить предположения, точных данных на этот счет не сохранилось. Сами женщины тогда биографий не оставляли и вообще не часто владели навыками письма, мужчины же о таких пустяках, как родовые обереги, не упоминали.
До недавнего времени считалось, что родильный пояс носили только во время беременности, но в результате исследований, проведенных учеными, выяснилось, что этот талисман был частью и самого процесса родов. В качестве объекта анализа был взят пояс, созданный в конце XV – начале XVI века в Англии, кусок пергамента шириной в четыре дюйма (около десяти сантиметров) и длиной в десять футов (чуть больше трех метров).
Что найдено на пергаменте возрастом в 500 лет
Манускрипт, который хранится сейчас в лондонском музее, был исследован неинвазивным методом – частички с его поверхности были собраны специальным «ластиком». По характерным именно для родов следам на пергаменте было установлено, что пояс действительно сопровождал женщину в этом процессе, а точнее, даже несколько поколений женщин. По степени изношенности и истертости был сделан вывод о том, что родильный пояс использовался по своему назначению не меньше столетия.
Ученые также выяснили, что на пергамент попали капли меда, коровьего молока и некоторых растений – вероятнее всего, их применяли для облегчения родовых мук.
С началом Реформации в Англии ношение родильных поясов, как и многие другие католические обряды, было запрещено, несмотря на то, что эти обереги еще долго оставались востребованными. В опалу попали культы святых, включая защитниц материнства и деторождения. Тем не менее, практика использования родильных поясов, по-видимому, сохранялась еще довольно длительное время, и лишь к XVII веку этот обычай сошел на нет.
А Земмельвейс так и не узнал, что своим открытием спас огромное количество рожениц, и стал одним из тех, кто перевернул мир, хоть и не был понят современниками.