От Марии до Снегурочки
Праздник Рождества христиане стали праздновать далеко не сразу. Главным праздником была Пасха, а дни рождения вообще не считались поводом что-то отмечать. Даже день рождения Христа. Только где-то во втором-третьем веке в Европе, где взгляды на праздники несколько отличались от ближневосточных, появилось и Рождество.
Первыми игрушками, украшавшими дом в Рождество, были вовсе не украшения на ёлку. Это как раз довольно поздний обычай. Зато в XVI веке стало популярно воспроизводить сцену приветствия родившегося Христа, расставляя куклы, изображающие участников события: Марию, Иосифа, младенца Христа, волхвов, ангела-вестника, двух женщин, помогавших Марии, волов и ослов. Обязательными были только фигурки Марии, Иосифа и Иисуса, остальные добавлялись по мере возможности. Всю композицию осеняла Вифлеемская звезда.
По аналогии с рождественским церковным «представлением», в ходе которого наглядно пересказывалась история рождения Христа, сценку из кукол стали звать «рождественским вертепом», то есть театром, местом представления. Нередко куколки действительно «давали представление». Это было и домашней забавой – родители показывали сценки из Библии детям, и уличной. В любом случае это, как считалось, помогало с малых лет проникнуться важностью явления Сына Божиего в наш мир.
Интересно, что из кукольных рождественских вертепов стали пропадать со временем женщины-помощницы, встречавшие волхвов, зато стали появляться верблюды, на которых, якобы, волхвы и приехали. Вероятно, помощниц стали убирать за кадр из стыдливости – ведь это заставляло задуматься о том, как именно появился младенец Иисус. Не все буржуазные родители восемнадцатого-девятнадцатого веков готовы были рассказывать детям о физиологии родов. Пусть лучше смотрят на верблюдов.
Уже в восемнадцатом веке появились атеисты. Не всегда родители-атеисты готовы были лишить детей духа Рождества, но всё религиозное из его празднования убирали, а сам праздник часто переносили на последний день года – это придавало ему светский смысл и не исключало детей из общей праздничной атмосферы. Естественно, в их домах не стояли вертепы.
В Советском Союзе атеистическое празднование Нового года должно было повсеместно потеснить буржуазное Рождество. Есть теория, что переосмыслены и предложены детям были буквально все элементы празднования, характерные для мещанских семей. Главным источником чуда стал Дед Мороз, оцивилизованная фигура славянского зимнего духа Мороза или Карачуна. Срочно появилась его внучка Снегурочка, извлечённая из пьесы Островского. Вместе их фигуры в шубах заменили под ёлкой фигуры престарелого Иосифа и юной девы Марии в халатах – очертания остались те же, а герои и их отношения изменились.
Волы, ослы и верблюды сменились ёлочными игрушками в виде животных, а Вифлеемская звезда стала коммунистической красной звездой. Ангелов заменили детские фигурки – от персонифицированного Нового года до игрушек, изображающих малышей в национальных костюмах. Дед Мороз также стал приносить подарки детям вместо Святого Николая. Рождественские представления о поиске младенца Христа сменились представлениями, в которых очень надо было помочь сделать так, чтобы Новый год наступил. И всё это – с ёлочкой как центральной фигурой, которая тоже осталась от Рождества.
Есть и конспирологическая теория: все эти замены происходили не волей правительства, а, наоборот, волей народной. Люди, мол, пытались замаскировать, что продолжают блюсти рождественские обычаи, вот и маскировали Иосифа с Марией. Но эта теория разбивается о факт, что Снегурочку в празднование нового года вводили официально, сверху – это была именно правительственная инициатива.
Ёлочка, гори!
Считается, что ёлка со свечами на ней восходит сразу к двум разным языческим обычаям Европы. По одному обычаю, в поворотную зимнюю ночь, когда потусторонние силы бродили по земле, надо было поджечь специальное полено или бревно, которое будет гореть, не потухая, до утра. По другому – на различные важные праздники европейские народы украшали ветви деревьев, срубленных для этой цели или стоящие в священных рощах. Использовались такие деревья, как дуб, берёза и так далее. Ель считалась деревом мрачным. В немецких землях считается, что Святой Бонифаций предложил на Рождество украшать именно её в первую очередь потому, что она не использовалась в языческих обрядах.
Тем не менее, уже в наше время стала ходить легенда, что Рождественская ель в гирляндах и со звездой происходит от обычая развешивать на священных елях кишки и сердца человеческих жертв. Легенда обычно дополняется сообщением, что Снегурочка – это замёрзшая под такой елью насмерть жертвенная дева. Создателей легенды, как часто бывает с невежами, не смущает, что к празднованию Рождества Снегурочка никогда не имела отношения.
Ель могли выбрать на Рождество не только из-за того, что она не участвовала в основных языческих обрядах, но и потому, что она даже зимой оставалась зелёной, напоминая о вечной жизни. Это объясняет, почему в качестве рождественской ели также выступают пихта и сосна (хотя образ украшенных сосновых веток не так растиражирован, как сверкающая от украшений ёлка).
Скорее всего, первой игрушкой, украсившей ёлку – кроме, может быть, свечек, благодаря которым она «горела» всю ночь – стала Вифлеемская звезда. Поднять её на макушку дерева было самым простым способом сделать её парящей высоко над фигуркой младенца Христа. И в любом случае обычай украшать ёлку распространился по Европе, включая Россию, и по США благодаря немцам. В России ёлки стали наряжать по распоряжению царя Николая I специально, чтобы порадовать его жену-немку.
До 1817 года ёлки отношения к зимним праздникам в России не имели. С середины века украшать деревце стали дворяне и мещане. В 1840-ых годах ёлки в крупных городах на Рождество уже стали почти повсеместны, но назывались ещё «немецкими», а не праздничными или рождественскими. Купцы не наряжали ёлку до конца девятнадцатого века, среди крестьян этот обычай распространился только в советское время.
Шарики, гирлянды и хлопушки
Украшали к Рождеству ёлку 24 декабря, в день памяти Адама и Евы. Именно поэтому, как считается, на дерево стали вешать яблоки. Вероятно, поэтому рождественскую ель в некоторых немецких землях звали «райским деревом» или даже просто «раем». Вместе с яблоками часто вешали печенье – символ гостии или просфоры, хлебца, употребляемого в Причастии. Вся вместе композиция напоминала разом о грехопадении и о спасении души. На следующий день детям разрешали оборвать и съесть угощение. Считается, что изначально ёлку потом сжигали. Логично: не выбрасывать же дрова.
Постепенно к яблокам и печенью добавились другие лакомства: орехи (в состоятельных семьях брали грецкие, и их скорлупу вызолачивали), конфеты в раскрашенных яркими полосами бумажках, фигурные пряники с красивыми узорами глазурью, апельсины и мандарины, кусочки засахаренных или высушенных фруктов. Вот только ёлочка опасно качалась, когда дети бросались срывать с неё угощение, так что в какой-то момент сладости на ёлки заменили изображающими их игрушками, а непосредственно лакомства стали выкладывать на блюда на рождественском столе.
Первые рождественские ёлки в царском дворце ничем не украшались. Их расставляли на праздничных столах, и на них прикрепляли свечи в специальных подсвечниках-тюльпанчиках. Эти свечи зажигали в Сочельник и на Рождество. Вообще же в девятнадцатом веке многие родители из осторожности укрепляли свечи не на еловых лапах, а внутри милых маленьких жестяных фонариков, которые затем развешивались на дереве в стратегически безопасных местах.
Когда точно ёлки стали опутывать цветными лентами, неизвестно. Скорее всего, в восемнадцатом веке. Вешали на них также специально для этого снизанные длинные нити бус из разных материалов и... цветы. В наше время, когда рождественскую или новогоднюю ель украсят скорее имитацией снега, это кажется странным. Но ведь ель одновременно была символом вечной жизни и райского сада – так что украсить её цветами было логично. А «снег» на её ветках появилась только в конце девятнадцатого века.
Легко представить, как с переходом на стеклянные и не только ёлочные игрушки яблоки, апельсины и орехи превратились в шары, длинные конфеты в ярких фантиках – в стеклянные пёстрые «сосульки», настоящие фонарики тоже стали стеклянными, а матерчатые ленты и разного рода бусы превратились в гирлянды – бумажные или пластиковые, а также сверкающие узкие ленты «дождика». Когда появилось электричество, гирлянды из лампочек стали заменять не только ленты, но вереницу свечей. А вот куда делись цветы, остаётся гадать. Превратились в снежинки? Украсили бока стеклянных шаров?
Считается, что очень сильно на любовь к ёлке и обычаям вокруг неё повлияла сказка Гофмана «Щелкунчик», приобретшая невероятную популярность. В 1892 году по этой любимой детьми рождественской истории в Мариинском театре в Санкт-Петербурге поставили балет на музыку Чайковского. С этого момента балет «Щелкунчик» – а позже кино- и мультвариации самого балета и оригинальной сказки – стали неотъемлемой частью празднования Рождества во многих странах.
Украшению ёлки уделяли огромное количество внимания и сил все члены семьи – даже большее внимание, чем праздничной одежде и праздничному столу, а также непосредственно подаркам, лежащим под ёлкой. Ёлки с конца восемнадцатого до начала двадцатого века украшались и подсвечивались так пышно и ярко, что в России царский дом находил необходимым в годы траура выпускать указ с рекомендацией наряжать рождественские ели поскромнее – ну, всё равно, что в наши дни в связи с трауром рекомендовали бы обойтись на праздник без салютов и фейерверков.
Кстати, помимо угощений и игрушек особенной радостью детворы было украшение ёлки хлопушками. Кто первый сорвал – тот первый и взорвал, покрывая всё вокруг пёстрым конфетти и серпантином. Конечно, родителям приходилось следить за тем, чтобы хлопушки не взрывали в сторону свечей на ёлке.
Стеклянные игрушки, хотя и продавались со второй половины девятнадцатого века, очень долго были в меньшинстве. В девятнадцатом веке были популярнее дешёвые и не такие хрупкие фигурки из картона, жести, ваты (на проволочном каркасе), папье-маше. В качестве ёлочного украшения вырезали детишек с милых цветных открыток, а уж самодельные гирлянды из цветной бумаги много десятилетий были просто хитом сезона. И только в наше время трудно представить ёлку, не сверкающую раскрашенным стеклом.