Этот фильм сегодня называют классикой советского кинематографа и одним из самых лиричных фильмов о поколении фронтовиков, а 50 лет назад, когда режиссер Андрей Смирнов приступил к съемкам, худсовет 4 раза останавливал работу, а вокруг фильма о фронтовиках развернулись настоящие баталии…
Все боевые действия в этом фильме разворачивались не на экране, а за кадром – отстаивать его приходилось с боем! Режиссеру Андрею Смирнову на тот момент было всего 27 лет. За 8 лет до этого он окончил режиссерский факультет ВГИКа, снял военный фильм «Пядь земли», а после того, как киноальманах «Начало неведомого века» с его новеллой «Ангел» посчитали неблагонадежным и отправили на полку, попал в немилость к начальству и несколько лет оставался без работы. Когда он приступил к работе над новым фильмом, практически не рассчитывал на успех, но отказаться от своего замысла не мог – интересом к этой теме его заразил отец, писатель Сергей Смирнов, который был автором книги «Брестская крепость» и ведущим программы «Рассказы неизвестных героев».
Работу над сценарием начала Лариса Шепитько, но спустя 3 месяца отказалась от этой затеи – в ее режиссерском багаже уже был фильм на военную тематику, и она не захотела повторяться. После нее за сценарий взялся Марк Осипьян, но и он вскоре отказался от дальнейшей работы. И тогда режиссер Андрей Смирнов вместе со сценаристом Вадимом Труниным уехали за город и сами продолжили начатое. На «Мосфильме» их сценарий приняли, но потребовали внести множество правок. Первое, что возмутило цензоров, – то, что воины-победители в мирной жизни, спустя годы после Победы, оказались неудачниками и выглядели неприкаянными. Правки были внесены, но сценарий был принят только после того, как за успех будущего фильма поручился известный режиссер Михаил Ромм, учитель Андрея Смирнова. Впрочем, на этом сложности не закончились. Режиссера еще не раз обвиняли в том, что он снимает «клеветническое и упадническое кино», из-за чего съемки останавливали четырежды! А сам Смирнов был убежден в том, что на самом деле снимает кино о стойкости и человечности ветеранов, о красоте их душ.
Многих удивил выбор режиссера на роль бывшего радиста Дубинского Анатолия Папанова – актера, которого большинство режиссеров видело исключительно в комедийном амплуа. За 2 года до этого на экраны вышла «Бриллиантовая рука», и Папанова после этого на улицах называли Леликом, отождествляя с его героем. Благодаря Смирнову актер сыграл серьезную драматическую роль, о которой давно мечтал. К тому же он сам прошел войну, и его знакомые говорили, что она наложила отпечаток на всю его жизнь.
Папанов не любил своих комедийных ролей и считал, что был собой настоящим только в фильмах о войне. Благодаря этим работам он смог высказать то, о чем никогда не говорил. Актер признавался: «Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там я научился ценить Жизнь – не только свою, а ту, что с большой буквы… Но там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу. Человек испытывался по самому большому счету, шел жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться с товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства – не знаю, ведь я актер, а не писатель, мне легче показать, чем сказать».
Исключительно в качестве комического артиста многие воспринимали и Евгения Леонова. В его фильмографии на тот момент не было картин о войне, зато были «Полосатый рейс», «Снежная королева» и «Зигзаг удачи». Роль бывшего командира разведки и ему помогла сломать сложившийся стереотип. Режиссер изначально намеревался снимать в этой роли Леонова. Он говорил: «Роль Евгения Леонова была написана специально для него. А уже в результате проб были утверждены все остальные актёры». Этот фильм стал одной из самых любимых работ самого актера. Леонов признавался: «Фон фильма – именно в Приходько, которого мне посчастливилось сыграть. Именно этот трудяга – маленький, незаметненький – имеет необыкновенную душу. Он больше всех, этот работяга, интеллигентен, внутренне интеллигентен. Он больше всех любит свой дом, больше всех понимает, что это за слово – дружба. Этот маленький, обыденный человек высок и красив… Я его очень люблю».
Актер Алексей Глазырин в годы войны был участником театральной фронтовой бригады. Роль директора завода, бывшего командира саперной роты Харламова в «Белорусском вокзале» стала одной из лучших в его кинокарьере. А через несколько дней после премьеры фильма актер ушел из жизни. Так случилось, что его похоронили почти в том самом месте, где проходили съемки первого эпизода в «Белорусском вокзале» – в эпизоде, когда фронтовики собираются проводить в последний путь своего товарища.
Роль четвертого фронтовика, журналиста Кирюшина, бывшего минера, досталась Всеволоду Сафонову. Ему было всего 15, когда началась война. Почти в том же возрасте ее встретила и исполнительница главной женской роли – Нина Ургант. Тогда ей было всего 12 лет, на фронте были ее отец и старший брат. Но в образе фронтовой медсестры она была так убедительна, что все зрители были уверены в том, что актриса и сама прошла войну. Ее отождествляли с ее героиней, поздравляли как участницу боевых действий с Днем Победы, расспрашивали о военных буднях. Однажды в конце 1980-х гг., когда актриса поздно вечером возвращалась домой, на улице ее остановили двое мужчин. Нина не на шутку испугалась, но тут они упали перед ней на колени с фразой: «Спасибо за Победу! Спасибо за «Белорусский вокзал»!» Актриса говорила: «Понимаете, я не воевала, я была маленькой. Я просто сыграла их судьбы на экране. И они приняли меня в свои ряды».
А ведь зрители могли бы никогда не увидеть актрису в этом фильме. В роли Раи режиссер представлял исключительно Нину Ургант. Но в министерстве культуры настаивали на том, чтобы вместо нее сыграла Инна Макарова. Сама Екатерина Фурцева одобрила пробы этой актрисы. Однако Андрей Смирнов от своего решения не отступил. Позже он рассказывал: «Это было похоже на издевательство. Начальство потребовало заменить Нину Ургант на Инну Макарову уже после того, как было отснято три четверти картины. Очевидно, делали это просто из вредности. Ведь и картину несколько раз останавливали, говорили, что фильм мрачный, советская действительность изображена клеветнически. Я, конечно, понимал, что Инна Макарова ни в чём не виновата. Честно сделал вторые пробы и с Макаровой, и с Ургант. И был уверен, что утвердят Нину. Ведь для этой картины было очень важно, чтобы в конце появилась женщина, которая излучает свет. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что утвердили Макарову».
Тогда режиссер поставил ультиматум: либо снимается Нина Ургант, либо он уходит вместе с ней. Режиссерское чутье его не подвело – на героине этой актрисы держалась вся смысловая нагрузка и драматизм в финале фильма, и так, как она, эту сцену не отыграл бы никто. Руководству пришлось смириться. Говорят, после премьеры фильма Фурцева отправила Нине Ургант телеграмму со словами: «Я была не права».
Почти сразу после выхода на экраны «Белорусский вокзал», в котором не было ни одной батальной сцены, ни одного эпизода с боевыми действиями, назвали одним из лучших фильмов о фронтовиках. В 1971 г. его посмотрели больше 28 млн человек, и до сих пор этот фильм никого не оставляет равнодушным.