Почему Александр Михайлов не хотел сниматься, как этот фильм спас от распада сотни семей, и какая реальная история легла в основу сюжета – далее в обзоре.
По сюжету, главный герой Павел Зубов работает на шахте в Заполярье, где решил остаться после службы в армии. 12 лет он не приезжал в родное село, узнав о том, что невеста Настя в его отсутствие родила ребенка. А когда Павел наконец приехал к родителям, выяснилось, что Насти уже нет в живых, и что на самом деле отцом ее дочери Полины был он сам. Павел решает забрать дочь к себе, вот только оказалось, что сиротами остались и двое ее младших братьев – Павел родился в браке с художником-пьяницей, бросившим семью, а Степана Настя забрала из роддома после того, как от него отказалась родная мать. Решение об усыновлении всех троих детей дается Зубову непросто, но он все же идет на это и привозит их к себе в Заполярье.
Когда Александру Михайлову предложили главную роль в этом фильме, он ответил отказом – сюжет показался актеру слишком неправдоподобным. «Помню хорошо, что вначале я не очень поверил в эту историю. Мне показалось, там много неправды, тем более у меня другие были предложения, более интересные, как мне казалось», – вспоминал Михайлов. Он несколько раз отказывался от этой роли, и чтобы его убедить, режиссер фильма Искра Бабич познакомила актера со сценаристом, Валентином Дьяченко. Как оказалось, основой этой истории были факты его собственной биографии.
Отца Валентина Дьяченко расстреляли как «врага народа», а он сам провел в лагерях почти 10 лет. В годы войны он был разведчиком, а после конфликта с начальником контрразведки его по доносу обвинили в шпионаже и небрежном хранении штабных документов. Решением трибунала Дьяченко приговорили к высшей мере – расстрелу. 55 дней он провел в камере смертников, после чего расстрел ему заменили десятью годами заключения в лагерях. Он работал на шахте в республике Коми, где познакомился с девочкой Олей, осужденной на 5 лет за то, что она отлучилась с торфяных разработок домой. Все это время Валентин опекал ее, как родную дочь. Именно она и стала прототипом Полины в его сценарии. После освобождения Дьяченко женился на женщине с двумя детьми, которых он усыновил. Только в 1958 г. он был реабилитирован.
Узнав о том, что сценарий Валентина Дьяченко был автобиографичным, Александр Михайлов изменил свое решение и дал согласие на съемки. И никогда об этом не жалел. Фильм занял второе место среди лидеров кинопроката в 1982 г., собрав у экранов больше 38 млн зрителей, Александр Михайлов был признан лучшим актером года по итогам опроса читателей журнала «Советский экран». Однако самой ценной наградой для Михайлова был тот эффект, который фильм произвел в обществе. Мужественный поступок его героя вызвал широкий резонанс. Актер получал тысячи писем, из которых узнал о том, что благодаря этому фильму соединились сотни семей. Вдохновленные примером Павла Зубова, многие решались на усыновление, за что потом благодарили Михайлова.
Эта трогательная история никого не оставила равнодушным, зрители в кинотеатрах не могли сдержать слез. Фильм растрогал даже Леонида Брежнева, по личному распоряжению которого исполнителям главных ролей дали премии. В Кремле больше 10 раз устраивали специальный показ этого фильма.
Этот успех был обеспечен не только блестящей игрой Александра Михайлова, но и стараниями его маленьких партнеров по съемочной площадке, сыгравших детей главного героя. На съемках немало хлопот режиссеру доставили 4-летний Миша Бузылев-Крэцо – мальчик из актерской цыганской семьи, и его ровесник Петр Крылов, сын актрисы Веры Лесковой. Они носились по лестницам, растаскивали реквизит, пели, танцевали и даже дрались. Миша без умолку говорил, постоянно забывая о том, что его герой по сценарию был немым и только в финале, после нервного потрясения, выкрикивал: «Мужики!» Спустя годы Михаил вспоминал: «В одном из эпизодов фильма к Павлу Зубову домой приходят его знакомые. В роли одного из них был мой отец. Я тогда дублей пять испортил. Все кричал: «О, дада!», что по-цыгански значит папа…».
Когда мальчика никто не мог угомонить, и он в очередной раз срывал съемки, возле камеры появлялся его отец с ремнем в руках – и Миша тут же успокаивался. Режиссер Искра Бабич общалась с детьми по-матерински, и они прониклись к ней симпатией. Михаил рассказывал: «Она как женщина и режиссер подобрала к нам нужные ключи – прямое общение. Я общался только с ней, и в большинстве случаев мне было легко играть, она умела доносить нужную информацию, а в определенные моменты требовать от нас то, что нужно в этот момент в кадре. А когда её силы к общению со мной заканчивались, в ход вступал отец и его грозный ремень!».
Из троих экранных детей Александра Михайлова артистом стал только Михаил Бузылев-Крэцо – он выступал в цыганском театре «Ромэн», снялся еще в четырех фильмах, в том числе в эпизоде «Возвращения Будулая» и в фильме «Очи черные», где играл Марчелло Мастроянни, а позже стал руководителем музыкального интернет-проекта «Краски нации».
А вот Петр Крылов и Ирина Иванова не стали связывать свои жизни с актерской профессией: Почему актриса, сыгравшая девочку Полину в фильме «Мужики», не соглашалась больше сниматься в кино.