Музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской» стал первой послевоенной работой режиссера Ивана Пырьева и третьим цветным фильмом, выпущенным в СССР. На съемках собрался звездный актерский состав – Борис Андреев, Владимир Зельдин, молодой, но уже очень популярный Владимир Дружников, блистательная Марина Ладынина, которая на тот момент была супругой режиссера и снималась во многих его фильмах. Единственной дебютанткой среди признанных мэтров была студентка театрального училища Вера Васильева, еще никому не известная, сыгравшая до этого только в эпизоде одного фильма, где ее имя даже не упоминалось в титрах.
Для самой актрисы предложение Пырьева оказалось полной неожиданностью. Спустя годы она вспоминала: «Тогда мне было всего 22 года, я училась на третьем курсе. И вот мне выпал счастливый случай. Ассистентки режиссера фильма Ивана Пырьева увидели меня в раздевалке училища. Я стояла перед зеркалом в бедном пальтеце, туфлях на низком каблуке. Вопрос прозвучал словно гром среди ясного неба: «Хочешь сниматься в кино?» Я только выдохнула: «Хочу!» Оказалось, ищут молодую, никому не известную актрису с наивным лицом, пышущую здоровьем, так сказать, кровь с молоком. Я постаралась прийти на встречу с Пырьевым «похожей на артистку» – на студию явилась с немыслимыми кудрями и одетой с претензиями на шик. Пырьев велел быстро меня переодеть и расчесать кудри. Видимо, я понравилась мэтру, и меня утвердили на роль Настеньки».
В окружении звезд на съемочной площадке дебютантка терялась и вела себя очень скромно и пугливо. Поводов для неуверенности в себе было предостаточно – оказалось, что даже ее внешность не совсем устраивает режиссера – не настоящая сибирячка, не «кровь с молоком». Вера Васильева рассказывала: «Сначала попросил расчесать меня как следует. Потом – принести два простых чулка. Подошел ко мне, словно я была неодушевленным предметом, и сунул в мое декольте по чулку в те места, где предполагалась пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: «А то лицо толстое, а фигура – тощая». И потом, когда уже начались съемки, он частенько спрашивал перед началом: «Васильевой все подложили?» Так я и снималась с подложенной грудью, да талия была поднята так высоко, что я была похожа на бабу, которой обычно прикрывают чайники...».
Тогда Вера Васильева даже не надеялась на то, что ее кто-то заметит в этом фильме. Но эта роль стала судьбоносной – «Сказание о земле Сибирской» в одночасье перевернуло всю ее жизнь. Актрису не только заметили, но и пригласили в Театр сатиры, где тут же предложили несколько крупных ролей. Этот фильм был восторженно встречен зрителями не только в СССР, но и за рубежом. Он стал одним из лидеров кинопроката в 1948 г., тогда его посмотрело почти 34 млн человек. Картина демонстрировалась в 87 странах мира и особенным успехом пользовалась в Японии. А вот у коллег Пырьева его работа не вызывала восторга, некоторые из них высказались очень резко – так, Сергей Эйзенштейн назвал «Сказание о земле Сибирской» «русским лубком в чехословацком исполнении» (часть фильма снималась в Чехословакии).
Тем не менее картина была оценена на самом высоком уровне – она была удостоена премии за лучший цветной фильм на Международном кинофестивале в Марианских Лазнях (ЧССР), главной премии на Международном фестивале трудящихся, а режиссер, сценаристы, оператор, композитор и актеры, сыгравшие главные роли, получили Сталинскую премию.
Правда, изначально имени Веры Васильевой в списках представленных к премии не было. Она рассказывала: «Говорят, что Сталин, посмотрев картину, спросил про меня: «А где нашли вот эту прелесть?» Ему ответили, что это всего лишь студентка третьего курса, поэтому к премии не представлена. Он коротко сказал: «Она хорошо сыграла, надо ей премию дать». И меня тут же включили в список, хотя на меня и документов в комитет по премиям не посылали. Неожиданно получив такую высокую награду, я была напугана огромной славой, которая свалилась на мою молодую, неопытную голову. Я даже не знаю, была ли я счастлива. Наверное, была. Но к своей внезапной популярности готова не была и всячески старалась стушеваться».
Интересно то, что после смерти Сталина из фильма вырезали кадры с портретами вождя, из-за чего пришлось сократить и некоторые диалоги. В итоге новая версия фильма оказалась на 10 минут короче. Кроме того, изменили текст оратории: вместо слов «Навстречу великим сталинским планам Сибирь золотая встает» звучала фраза «Навстречу великим ленинским планам». А самой актрисе ни Сталинская премия, ни ранний успех не принесли плодов в дальнейшем.
Веру Васильеву отождествляли с ее героиней, и другие режиссеры видели ее только в образе простой деревенской девушки. Сама она считала, что виной этому была и ее «заурядная внешность». Ей предлагали роли председательниц колхоза и простых тружениц, но дальше проб дело не заходило. Когда актриса появлялась на съемочной площадке, режиссеры видели перед собой утонченную интеллигентную девушку с манерами аристократки и разочарованно вздыхали: «Мы-то думали, что вы крепкая, упитанная…». Она сыграла много ролей в театре и кино, но при этом не реализовала всего своего творческого потенциала в полной мере, ведь всю жизнь чувствовала себя героиней другого времени, XIX столетия.
Невероятная внутренняя интеллигентность, женское обаяние, чувство собственного достоинства, элегантность этой актрисы не могут не вызывать восхищения. Она и сегодня великолепно выглядит – так же, как дамы на портретах XIX в.: Горести и радости Веры Васильевой: как живет известная актриса спустя 9 лет после смерти мужа