В 1972 г. этот фильм посмотрело 31,5 млн зрителей. И в наши дни он не теряет популярности, правда, вдохновляются им не только люди творчества – год назад из Третьяковской галереи была похищена картина точно таким же способом, как в фильме Рязанова…
Идея нового фильма родилась у Эльдара Рязанова в непростой жизненный период: сначала ему не дали снять фильм «Сирано де Бержерак», о котором он давно мечтал, затем ушла из жизни его мать, случился долгий творческий простой, из-за этих переживаний у режиссера начались проблемы со здоровьем, и в результате Рязанов угодил в больницу. Там он познакомился с пожилым мужчиной, который рассказал ему, как его коллеги из прокуратуры вопреки его желанию выпроводили его на пенсию. Эту историю Рязанов пересказал своему постоянному соавтору – Эмилю Брагинскому, и вместе они решили написать сценарий о 60-летнем следователе, которому очень не хотелось уходить на пенсию, и его друг предложил ему устроить похищение картины из музея, а потом тут же раскрыть это громкое дело, чтобы доказать его незаменимость на службе.
Режиссер не сомневался в том, кого хотел видеть в главных ролях: следователя прокуратуры Мячикова сыграл Юрий Никулин, а его друга, инженера Воробьева, – Евгений Евстигнеев. Главная женская роль – инкассатора Суздалевой – досталась Ольге Аросевой. Правда, в ее кандидатуре Рязанов сомневался – к тому моменту вся страна знала эту актрису как пани Монику из «Кабачка «13 стульев», в образе которой она появлялась на протяжении 14 лет! Рязанов опасался того, что у зрителей неизбежно возникнут ассоциации с этой героиней, а потому предупредил Аросеву: «Если увижу хоть один твой завиток от пани Моники – уберу из фильма!» Такой шанс актриса не могла упустить, ведь именно благодаря Рязанову в ее фильмографии появились знаковые роли в фильмах «Девушка без адреса» и «Берегись автомобиля», которые стали ее путевкой в большое кино. И она активно принялась работать над образом и даже освоила стрельбу из пистолета, что требовалось по сценарию.
Комедия на съемках разворачивалась не только в кадре, но и за пределами съемочной площадки. Юрий Никулин был большим любителем розыгрышей и не упустил шанса разыграть своего коллегу, Евгения Евстигнеева. Тот нередко читал сценарии «по диагонали», не вникая в подробности, а потому не знал всех деталей и поворотов сюжета. Этим Никулин и воспользовался: однажды он как бы между прочим поинтересовался у Евстигнеева, готов ли он к завтрашнему съемочному дню. Тот забеспокоился, ведь не понимал, о чем идет речь. Никулин изобразил удивление: «Как, ты забыл сценарий? Мы же завтра прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью – мало ли что!» Не на шутку озадаченный и встревоженный Евстигнеев тут же отправился к режиссеру, чтобы потребовать себе дублера для опасного трюка. Удивление Рязанова было неподдельным – ни в одном из эпизодов никаких трюков с участием Никулина и Евстигнеева не предусматривалось, тем более прыжков с парашютами!
Комедия продолжалась и после завершения работы над фильмом. Эльдар Рязанов рассказывал: «Как-то Ольга Александровна Аросева давала интервью газете «Правда» и пошутила, мол, Рязанову не хватает снега на съемках. Действительно, во Львове снега не было, и мы использовали для съемок некоторых эпизодов бумажное белое конфетти, которое раздували при помощи специального «ветродуя». Вскоре снег все же выпал. Но Аросева зачем-то сказала, что Рязанов вместо снега использовал мелкие макароны, которые похожи на снежинки. Журналист принял это за правду и написал ругательную статью: мол, Рязанов макаронами разбрасывается! Меня даже в ЦК вызывали для разбирательства».
У зрителей новая комедия Эльдара Рязанова пользовалась большим успехом: в год выхода ее посмотрели 31,5 млн человек, и фильм стал одним из лидеров советского кинопроката. Уже тогда «Старики-разбойники» начали обрастать легендами: якобы во время съемок во Львове преступники ограбили местный музей, объявив себя артистами, репетирующими сцену из фильма. На самом деле эта история была выдумкой, а вот то, что случилось спустя 47 лет после выхода фильма на экраны, – это уже настоящее ограбление, осуществленное в точности по плану экранных похитителей.
По сюжету, «грабители» выносят картину Рембрандта из музея среди бела дня, на глазах у посетителей, которые принимают их за сотрудников музея, так как на месте картины они оставляют табличку «Картина на реставрации». Никому из свидетелей этого происшествия даже в голову не приходит сообщить о краже, и сотрудники музея тоже не замечают пропажи. Горе-похитителям ничего не остается, как вернуть картину на место, ведь милицию в итоге так никто и не вызвал, и расследовать Мячикову нечего. А вот в реальной жизни события развивались немного иначе.
В конце осени 2018 – начале зимы 2019 г. в Третьяковской галерее проходила выставка картин Архипа Куинджи. 27 января в зал вошел молодой человек, одетый в джинсы и водолазку, на глазах у многочисленных посетителей подошел к картине «Ай-Петри. Крым», снял ее со стены, вынул из рамы и покинул здание. Никто из присутствующих не забил тревогу – все были абсолютно уверены в том, что это сотрудник Третьяковской галереи, выполняющий свою работу. Директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов признавался: «Я не могу, честно говоря, припомнить случай такого дерзкого воровства! Знаете, все проводят аналогию с фильмом «Старики-разбойники», и такое впечатление, что именно по сценарию этого фильма грабители готовились. Как такое может произойти?».
В фильме Рязанова кражу никто не замечает, а в реальной жизни после похищения картины Куинджи тревогу подняли уже спустя несколько минут. Но к тому моменту похититель уже успел скрыться. Конечно, в отличие от героев фильма, возвращать картину на место он не собирался. Поиски продолжались недолго: уже на следующий день полиция задержала 31-летнего грабителя, спрятавшего картину на территории строящегося объекта в Подмосковье. Свою вину он отрицал. К счастью, на полотне не нашли никаких видимых повреждений и вернули его уже не на выставку, а в Русский музей.
Это происшествие имело очень широкий резонанс, и в результате было принято решение оснащать все картины на последующих выставках тревожными датчиками, которые не позволят незаметно вынести полотно из зала.
Эльдар Рязанов был одним из немногих режиссеров, кто рисковал снимать эту актрису, бурного темперамента и острого языка которой побаивались многие: Как режиссер Рязанов изменил судьбу актрисы Ольги Аросевой