Закадровые секреты «Варвары-красы, длинной косы»: чему Михаил Пуговкин учил молодых актеров
521
просмотров
Ровно 50 лет назад состоялась премьера фильма «Варвара-краса, длинная коса». Старые советские киносказки уже давно стали таким же неизменным новогодним атрибутом на телевидении, как «Ирония судьбы» и «Голубой огонек». Главным волшебником советского кино называли режиссера Александра Роу, ведь именно он создал самые известные фильмы-сказки.

Александр Роу умел так удачно подбирать актерский состав, что у него сложилась «своя команда», вместе с которой он работал на протяжении десятилетий. В нее входил и Михаил Пуговкин, который на съемках мог дать фору многим своим молодым коллегам…

Режиссер Александр Роу

Сценарий этого фильма был написан по мотивам баллады В. Жуковского «Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею». Это была пятнадцатая (предпоследняя) киноработа режиссера Александра Роу, которого к тому моменту уже называли главным в СССР мастером жанра киносказки.

Режиссер и актеры на съемках фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969
Режиссер и актеры на съемках фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969

Практически весь актерский состав режиссер присмотрел еще во время съемок предыдущего фильма – «Огонь, вода и медные трубы». Именно у Роу дебютировал в жанре киносказки Михаил Пуговкин, сыгравший роль царя. Тот же образ ему достался и в «Варваре-красе». На первых же совместных съемках актер был поражен тем, как работает режиссер. «Роу был совершенно необыкновенным человеком, необыкновенным тем, что он очень тепло относился к артистам. Есть режиссеры, которые очень формально относятся к артистам. А есть режиссеры, которые относятся с душой. Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съёмках всегда был большой термос с чаем. Это у него было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: «Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем!» Есть режиссеры, которые сидят, отмечают кадры. Все выстраивают… А он – нет, он, скажем так, эмоционально все делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал», – делился впечатлениями Михаил Пуговкин.

Режиссер и актеры на съемках фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969
Михаил Пуговкин в роли царя Еремея

Пуговкина удивило то, что Роу никогда не подсказывал и уж тем более не навязывал артистам свое мнение по поводу того, как и что играть. Поэтому он так тщательно и подбирал команду – ему было важно работать только с профессионалами, которые сразу входили в роль и тонко чувствовали свой образ. Во время съемок он мог так объяснить актерам их задачу: «Снимаем сцену похищения младенца». И все! На недоуменные взгляды и уточняющие вопросы он отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование!» Пуговкин понимал режиссера с полуслова, и после съемок в сказке «Огонь, вода и медные трубы» Роу ему сказал: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей».

Кадр из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969
Михаил Пуговкин в роли царя Еремея

В киносказке «Варвара-краса, длинная коса» Михаилу Пуговкину пригодился не только его предыдущий опыт работы с Александром Роу, но и навыки, полученные во время съемок в фильме «Кубанские казаки». Одну из сцен киносказки снимали в Крыму на горе Ай-Петри, и актерам нужно было сесть на коней и проехать верхом. Никто из молодежи на это никак не мог решиться, а 46-летний Пуговкин вдруг вскочил в седло и поехал, словно делал это каждый день. Позже он рассказал: «Дело в том, что на съемках картины, которую всю жизнь громили, – «Кубанские казаки» Ивана Пырьева – я снимался в окружении; это была почти массовка. Мы снимали в колхозе имени Ленина, на Кубани, рядом находился ипподром. И два с половиной месяца все артисты учились держаться в седле, скакать на лошади. Прошли эту школу. Каждый день были тренировки. Причем в кадре «Кубанских казаков» я появляюсь всего один раз, но в седле держаться я научился на всю жизнь. И пригодилось. И вспомнив былые времена, я спокойно сел и проскакал». Увидев это, режиссер воскликнул: «Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино». Работа с Пуговкиным стала настоящей школой для молодых артистов – у него действительно было чему поучиться.

Кадры из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969
Кадр из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969

Режиссер не любил работать с новичками, но если уж кого-то приглашал в свою команду, то они, как правило, становились ее постоянными участниками. Так произошло с молодым актером Алексеем Катышевым. До встречи с Роу он работал ассистентом звукооператора и даже не мечтал о съемках в кино. Актерского образования у него не было, а на съемочную площадку он попал… за красивые глаза! Однажды Роу столкнулся с ним случайно на Ялтинской киностудии и воскликнул: «Ах, какие глаза! Такие глаза созданы для сказки. Их нельзя не снимать».

Алексей Катышев в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969
Кадр из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969

Он действительно выглядел, как сказочный герой, и благодаря Роу его судьба круто изменилась, ведь режиссер доверил ему сразу главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». А после пригласил и в следующую киносказку – «Варвара-краса, длинная коса», где Катышев снова исполнил главную роль – рыбацкого сына Андрея. Когда Роу приступил к съемкам этого фильма, Алексей проходил службу в армии на Дальнем Востоке. И режиссер добился того, чтобы его перевели в Ленинград, где в казарме он только ночевал, а все дни проводил на съемочной площадке. К сожалению, после этого актер снялся всего в двух фильмах, и с уходом Александра Роу его актерская карьера завершилась.

Алексей Катышев в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969
Татьяна Клюева на съемках фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969

Роу всегда опекал актеров из своей команды, а к молодежи относился по-отечески. Для многих молодых актеров он стал крестным отцом в кинематографе. Юную актрису Татьяну Клюеву режиссер заприметил еще во время работы над сказкой «Огонь, вода и медные трубы». Она снималась в кино с 13 лет и к тому моменту уже сыграла в нескольких фильмах. Позже она рассказывала: «Когда я заканчивала 10-й класс, Александр Артурович пригласил меня на пробы в сказку «Огонь, вода и медные трубы». Но я была настолько маленькая и худенькая, что Роу даже не обнадеживал, и утвердил Наташу Седых. Но обещал, что в следующей картине будет снимать меня. После тех проб минул год, я давно успокоилась, забыла. Вдруг 8 марта, аккурат в свой день рождения, звонит мне Александр Артурович. Сердце бешено заколотилось, от волнения все слова из головы вылетели. Режиссёр объяснил, что запускается с новой картиной «Варвара-краса, длинная коса» и хочет сдержать обещание – снять меня в главной роли. Предупредив, что на роль Варвары будут пробоваться много актрис, он посоветовал не тушеваться: мол, главной героиней видит только меня».

Татьяна Клюева в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969
Татьяна Клюева в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969

18-летняя красавица очаровала всех мужчин съемочной группы. Михаил Пуговкин вспоминал: «Очень хорошенькая, глаза огромные. На нее были постоянно атаки с мужской стороны. Александр Роу очень трогательно ее оберегал». Режиссер был очень строгим и требовательным в работе: сразу предупредил актрису о том, что во время съемок не должно быть никаких романов и свиданий. Результат их сотрудничества был очень успешным – роль Варвары принесла ей всесоюзную популярность и стала ее визитной карточкой. Актриса должна была сняться еще в одном его фильме, но этому не суждено было осуществиться. Роу пригласил ее прочитать сценарий 2 января, но накануне Нового 1974 г. он ушел из жизни. Вскоре Татьяна Клюева ушла из актерской профессии.

Кадр из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969
Сергей Николаев в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969

Благодаря Александр Роу состоялся дебют в кино еще одного молодого актера: роль царского сына Андрея, «упитанного, но невоспитанного», сыграл Сергей Николаев. Для него эта сказка стала стартом актерской карьеры, и хотя позже он снялся более чем в 50 фильмах, эта работа так и осталась самой известной и яркой: Слава и забвение героя советских киносказок.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится