Легендарный киномюзикл появился благодаря режиссерской смелости Жака Деми – до него во французском кинематографе не было примеров удачных экспериментов в этом жанре. Этот режиссер принадлежал к группе молодых кинодеятелей, названных «Новая волна», которые стремились найти современные подходы к обновлению французского кино. Идею развития музыкального направления поддержал композитор Мишель Легран, благодаря сотрудничеству с которым в 1960 г. появился первый киномюзикл Жака Деми «Лола».
Когда этот фильм вышел на экраны, молодая актриса Катрин Денев получила от режиссера приглашение на просмотр с припиской: «Очень хотел бы с вами встретиться». Уже тогда Жак Деми решил, что в следующем своем киномюзикле снимет эту актрису. Конечно, от этого предложения она не могла отказаться. Позже актриса вспоминала: «Я была заинтригована и тронута. Оказалось, он увидел меня в «Ловеласе» с Мелом Феррером. Мы встретились, и он поделился со мной своим проектом. Но прошло много времени, прежде чем мы приступили к съёмкам фильма».
Катрин Денев, следуя примеру своей старшей сестры – на тот момент уже очень известной актрисы Фрасуазы Дорлеак, начала сниматься в кино с юности, дебютировав в 14 лет. К тому моменту она успела сыграть в 7 фильмах, но эти работы не принесли ей признания и популярности. Она уже подумывала о том, не следует ли ей сменить профессию, оставив право блистать на экранах за своей успешной сестрой, но съемки в «Шербурских зонтиках» кардинально изменили ее творческую жизнь.
Поначалу будущего успеха фильма не предвещало ничего – жанр был новым, актеры, сыгравшие главные роли, – малоизвестными, а эксперимент со стилистикой «спетого фильма» слишком смелым. Дело в том, что актеры в нем не говорили ни слова – только пели, вернее, открывали рты, ведь пели за них профессиональные вокалисты. Композитор Мишель Легран делился своими воспоминаниями: «После «Лолы» мы с Жаком стали друзьями. Он предложил мне проект «Верность, или Шербурские зонтики». Мы решили сделать мюзикл, заперлись у меня дома и начали сочинять песни. Сначала мы считали, что это обычный мюзикл, в котором диалоги проговаривают, а песни поют. Через десять дней мы поняли, что ничего не выйдет. Нас всё время смущали переходы от диалогов к музыке и наоборот. Я начал сомневаться в нашей затее. Жак тоже. Мы расстались на несколько месяцев, а потом Жак позвонил мне и сказал: «Если нам не нравятся стыки музыки и диалогов, давай сделаем без стыков – пусть поют и диалоги, и песни!».
По сути, это была типичная мелодрама с незамысловатым сюжетом, но ее форма была абсолютно новой – в ней даже бытовые диалоги в автомастерской о причине неисправности машины были написаны в форме белого стиха и исполнялись речитативом. Музыкальные средства становились сюжетообразующими, с помощью музыки герои выражали свои чувства и мысли, все пространство вокруг было подчинено музыкальному ритму. Без музыки этот сюжет превратился бы в набор банальностей. (Именно поэтому фильм, получивший впоследствии 5 номинаций на «Оскар», провалился во время первого показа в СССР: музыку «приглушили», и на этом фоне советские актеры зачитывали тексты песен).
У Жака Деми были опасения на тот счет, что непоющей актрисе будет сложно справиться с ролью в мюзикле, и он подумывал о том, чтобы пригласить на роль Женевьевы победительницу «Евровидения-1962» Изабель Обре, но она попала в серьезную автокатастрофу и была вынуждена отказаться от роли. Обратить внимание на молодую, еще никому не известную актрису Катрин Денев режиссеру посоветовал его друг – Роже Вадим. На тот момент его связывали с актрисой романтические отношения.
Когда они познакомились, ему было 32 года, а ей – всего 17. До этого он был женат на Брижит Бардо, которую превратил в настоящую суперзвезду, сняв в своем фильме «И Бог создал женщину», и на датской актрисе Аннет Стройберг, тоже прославившейся после съемок в его фильмах. С Катрин Денев история повторилась, закрепив за Роже Вадимом статус всесильного Пигмалиона: из начинающей актрисы он создал блистательную кинодиву. Денев говорила, что он научил ее «быть женщиной, личностью и жить в счастье».
У Катрин Денев не было профессионального актерского образования, но Роже Вадима это не смущало. Он утверждал: «Уроки драматического искусства бесполезны. Актеров должны учить не методы и приемы, а инстинкт. И начинать надо с самого юного возраста. Но для этого им нужно посвящать все свое время. Так что лучше быть еще и влюбленным. Я хотел бы находиться 24 часа в сутки с девушкой, которую я выбрал, чтобы ее сформировать. Когда проводишь вместе ночь и утро и продолжаешь беседу за завтраком».
Роже Вадим посоветовал Катрин Дорлеак взять псевдоним, ведь под этой фамилией в кино уже была известна ее сестра Франсуаза. Катрин выбрала в качестве псевдонима девичью фамилию своей матери – Денев. Над ее внешним обликом тоже пришлось поработать: ради роли в «Шербурских зонтиках» актриса сбросила 10 кг и перекрасилась из шатенки в блондинку.
По сценарию, возлюбленного Женевьевы Гийома забирают в армию, и он 2 года проводит на войне в Алжире. После его отъезда девушка узнает о том, что ждет от него ребенка. Бедственное положение семьи вынуждает ее выйти замуж за богатого ювелира, а Гийом после возвращения тоже женится на другой. Все, что им остается, – только воспоминания о счастливой юности в Шербуре и тоска по утраченным иллюзиям.
Этот довольно банальный мелодраматический сюжет, наверное, никогда бы не произвел такого впечатления на зрителей, если бы не потрясающая музыка Мишеля Леграна и такие трогательные образы главных героев, которым поверили все зрители без исключения. Актрисе не пришлось играть – она действительно переживала то, что чувствовала ее героиня, ведь на момент съемок в фильме сама ждала ребенка от Роже Вадима. Они не были женаты официально, но прожили вместе 5 лет. Оба понимали, что не смогут сделать друг друга счастливыми – их называли абсолютными антиподами. Но на момент съемок фильма «Шербурские зонтики» они еще были влюблены и не теряли надежду на общее будущее. Возможно, поэтому эта история и прозвучала так проникновенно.
После того, как сценарий фильма и музыкальный материал для него уже были готовы, создатели «Шербурских зонтиков» столкнулись с новой проблемой: никто из продюсеров не верил в успех такого странного проекта и не хотел с ними сотрудничать. От медиамагната Пьера Лазарева они ожидали очередного отказа и не удивились, когда он заявил, что ничего не понял в этом сценарии. Но тут он добавил: «Это наверняка эпатирует публику!» Так средства для съемок были найдены.
Когда работа над фильмом была завершена, появилась новая проблема: никто не хотел выпускать его в прокат. Тогда медиамагнат Пьер Лазарев пригрозил прокатчикам, что не опубликует их рекламу в своих журналах, если они не предоставят кинозалы для «Шербурских зонтиков». И с первых же дней в лучших парижских залах были аншлаги, фильм стал коммерчески успешным и во Франции, и за рубежом. Публика была в восторге, а вот мнения кинокритиков разделились: одни называли работу Жака Деми стихотворением в музыке и цвете, другие – вычурным и слишком странным экспериментом. Тем не менее на Каннском кинофестивале «Шербурские зонтики» получили главный приз – Золотую пальмовую ветвь.
Этот фильм стал поворотным в творческой судьбе Катрин Денев – после этого триумфа она больше не сомневалась в правильности выбора профессии и решила посвятить себя кинематографу. Роль Женевьевы стала ее визитной карточкой и превратила в икону стиля и законодательницу мод. Миллионы женщин во всем мире подражали ее героине, делая такие же прически и одеваясь в том же стиле.