Режиссер утверждал, что создал в нем обобщенный портрет кинематографистов 1960-х гг., но во многих героях и сюжетных линиях угадываются известные люди и события тех времен. Какие параллели возникают между персонажами «Оттепели» и Николаем Рыбниковым, Аллой Ларионовой, Геннадием Шпаликовым и другими звездами той эпохи – далее в обзоре.
Идея снять сериал об эпохе 1960-х гг. родилась у Валерия Тодоровского, когда он в Америке познакомился с Мэттью Уайнером – создателем сериала о рекламе 1960-х гг. «Безумцы». Он рассказал Тодоровскому, что его отец занимался рекламой, и он с детства рос в творческой атмосфере и наблюдал за тем, как происходит становление рекламного дела в США. И у Тодоровского появилась мысль: а ведь он тоже не понаслышке знает о жизни богемы, ведь тоже вырос в творческой среде – его отец, Петр Тодоровский, был знаменитым советским оператором и режиссером, снявшим фильмы «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!» и др.
Над сценарием Валерий Тодоровский работал вместе с Аленой Званцовой и Дмитрием Константиновым. В качестве материала они использовали не только воспоминания Тодоровского, но и газетные статьи, мемуары кинематографистов и фильмы тех времен. Поэтому большинство образов – условные, собирательные, это признание в любви целой эпохе, а не конкретным людям, хотя в отдельных чертах героев и некоторых сюжетных линиях легко угадываются реальные известные личности 1960-х гг. и события их жизни.
Этот фильм – посвящение Тодоровского своему отцу и той эпохе, в которой прошло детство самого режиссера. Он говорил: «Это история про людей, которых я хорошо знаю и люблю, – советских кинематографистов 60-х годов. Мои родители были оттуда. И я маленьким, крошечным ребенком успел это застать и почувствовать тот воздух, особую атмосферу. Вообще, я хотел снять фильм про сложных людей, так называемую творческую интеллигенцию. Я вырос среди них. Я решил это сделать... Мой главный мотив с «Оттепелью» состоял в желании пожить немного жизнью родителей и их ровесников. Эмоции стоградусные, отношения искренние... Да, это ностальгия. По ярким страстям и чувствам, которых сегодня, к сожалению, нет. И сочинялось все это как кино про моего папу. Не буквально, конечно… Хотя есть у меня там один персонаж. Эпизодический, но запоминающийся. Зовут его Петя из Одессы».
Детали и сюжеты, связанные с Петром Тодоровским, разбросаны по всей картине, по разным персонажам. Эпизодический герой Петя из Одессы играет на гитаре узнаваемую музыку Тодоровского-старшего и так же, как он, привозит из родного города гостинцы в столицу. Сценарист Дмитрий Константинов рассказывал: «Приезд Пети из Одессы с кровяной колбасой основан на реальной истории. Петр Ефимович, живший в Одессе, как только у него выдавались два выходных, набивал полную машину украинским салом, колбасой, самогоном и гнал до Москвы. В столице заваливался к друзьям, пил, гулял, спал, а с утра вставал и ехал назад». Взят из жизни был и тот эпизод, в котором главный герой, оператор, вызвался снимать сцену с движущимся поездом снизу и попросил за эту работу ящик коньяка. То же самое произошло и с Петром Тодоровским, а за риск ему вручили бутылку водки.
По сюжету, главный герой, талантливый оператор Виктор Хрусталев (его роль исполнил Евгений Цыганов) после того, как его друг-сценарист покончил с собой, решает снять по его последнему сценарию фильм. Эта сюжетная линия вызывает ассоциации с Геннадием Шпаликовым – знаменитым поэтом, сценаристом и кинорежиссером, который наложил на себя руки в 37 лет. Позже его называли символом поколения эпохи оттепели и «ярчайшей легендой 1960-х гг.». По сценариям Шпаликова были сняты знаковые фильмы той эпохи «Мне двадцать лет» и «Я шагаю по Москве». Многие его сценарии так и не нашли воплощения в кино, многое из задуманного он не успел осуществить. Сценарист Константинов признавал очевидное сходство героя и прототипа: «Костя Паршин списан с Геннадия Федоровича. Но все-таки не равен ему. Но одержимость искусством, поэтический дар, невероятно талантливые сценарии, которые у Шпаликова не принимали, – все это в Косте узнаваемо. Геннадий Федорович опередил свое время, и потому ему очень тяжело было жить. Вот и наш герой, которого сыграл Федя Лавров, такой же. Понял, что здесь не нужен, и шагнул в окно». Ассоциации со Шпаликовым возникают неизбежно и потому, что в сериале звучат его стихи.
Валерий Тодоровский настаивал на том, что все персонажи фильма – вымышленные и обобщенные: оператор Виктор Хрусталев – собирательный образ всех операторов, начальник киностудии в исполнении Владимира Гостюхина – собирательный образ киноначальства 1960-х гг. Но при этом черты реальных людей в них легко угадываются. Так, например, в персонаже Евгения Цыганова переплелись черты нескольких легендарных операторов: Петра Тодоровского, Вадима Юсова, Александра Княжинского, Павла Лебешева, но в первую очередь – Георгия Рерберга. Сценарист Дмитрий Константинов утверждает: «Женя Цыганов в некоторой степени играет именно Рерберга. Многие зрители недоумевают, как так может быть? Мужчина все время молчит, просто смотрит на женщину, а та уже готова на что угодно! Но это реальная история. Рербергу достаточно было посмотреть на женщину, и она уже мечтала ему отдаться. Этот человек обладал уникальным магнетизмом. Что касается Лебешева, то от его характера нашему Хрусталеву достался только кулинарный талант».
В образе жены главного героя, актрисы Инги Хрусталевой в исполнении Виктории Исаковой угадываются черты Валентины Титовой, которая была замужем за Рербергом. В одном из интервью об их отношениях она рассказывала: «Гога просто пришел однажды – и остался. Но это еще ничего не значило. Он сразу мне сказал: «У меня все просто – два месяца, и конец романа».
Павел Деревянко, сыгравший звезду советского кино, говорил, что у его образа было много прототипов, в том числе и Михаил Ульянов, и даже Кларк Гейбл: «Мой герой – артист старой школы. Суперзвезда. В нем, наверное, можно узнать всех знаменитостей той поры, он депутат Верховного совета, с министрами на короткой ноге, всюду вхож, всеми любим. Но я для себя выбрал прототипом Кларка Гейбла. При этом я не изображаю именно его, скорее ту звездность, осознанную красоту, обаяние, которое он излучал. Он ведь действительно мог осчастливить всех одним своим присутствием». В герое Гостюхина слились черты Ивана Пырьева, первого зампредседателя Госкомитета СССР по кинематографии Бориса Павлёнка и заместителя председателя Комитета по кинематографии при Совмине Николая Сизова. Черты Ивана Пырьева многие узнали и в герое Михаила Ефремова, режиссере Кривицком – участнике войны, лауреате Сталинской премии, снимающем наивные комедии.
А в герое Александра Яценко, кинорежиссере Егоре Мячине, есть немало от молодого Эльдара Рязанова. Тодоровский признавал, что у его героя – такое же страстное желание сделать комедию о реальной жизни. О такой комедии в стиле итальянского неореализма мечтал в начале своей карьеры Рязанов. И получилась «Карнавальная ночь».
В то же время сюжетная линия отношений Егора Мячина и Марьяны очень напоминает историю отношений актеров Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой. Сценарист «Оттепели» Дмитрий Константинов говорил: «Мелодраматический стержень нашего сюжета – история Егора Мячина и Марьяны, которая взята из жизни. Это реальная история любви актеров Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой». На протяжении 8 лет Рыбников безуспешно пытался завоевать ее внимание, от отчаяния он даже хотел покончить с собой. А сердце Ларионовой было отдано актеру Ивану Переверзеву. После того, как он предал ее и тайком женился на другой женщине, Ларионова от отчаяния ответила согласием Рыбникову. А позже этот брак стал на удивление крепким, гармоничным и счастливым.
По мнению матери режиссера, Миры Тодоровской, история их семьи послужила главным источником сюжетов, деталей и характеров сериала. В главной героине Марьяне в исполнении Анны Чиповской она находит свои черты: «Я была примерно такая, как Аня Чиповская, – тоненькая. Помню, носила красную юбку с поясом – льняную, вышитую, а из-под нее выступала еще белая кружевная юбка. Я была красивой девочкой. Только-только окончила институт, работала на студии. Там Тодоровский меня приметил и тут же взял замуж… Все, что Валера взял из реальной жизни, так или иначе связано с его отцом. Остальное в сериале – придумано… В «Оттепели» я увидела все то, чем наша семья жила в 60-х годах».