Нина Усатова появилась на свет в 1951 г. в маленькой деревне в Алтайском крае. Никто в ее семье не имел никакого отношения к искусству. Но как только она начала заниматься в кружке актерской самодеятельности, решила во что бы то ни стало в будущем выступать на сцене. Правда, первый опыт был болезненным. В школьной постановке Нина должна была сыграть роль госпожи Простаковой из «Недоросля», но на премьере случился конфуз. Актриса вспоминала: «Мои родители уселись на первый ряд. Я вышла, увидела их и забыла весь текст. Тогда срочно закрыли занавес и меня отколотили мои же одноклассники – да так, что бусы рассыпались! Я немного порыдала, а когда снова открыли занавес, все пошло нормально». Позже судьба неоднократно отвешивала ей таких же увесистых тумаков, правда, уже в метафорическом смысле.
На то, чтобы доказать и себе, и окружающим, что она может быть артисткой, у Нины ушли долгие годы. В Щукинское училище ее не приняли – внешность абитуриентки и ее деревенский говор не устроили приемную комиссию, а вернуться домой – значило признать свой провал, и Усатова устроилась работать на ткацкую фабрику. Об этом опыте она вспоминает без сожаления, ведь сама восприняла это не как неудачу, а первую ступеньку на пути к своей мечте: «Я стала сновальщицей: следила за тем, чтобы множество катушек не запутывалось. Потом стала руководить хором фабрики в клубе. Я ходила по бабулям, которые жили в общежитии ткачих. Чайку попью, а заодно и уговорю: «Давайте ко мне на хор!» И все ко мне приходили. Дирижировать я не умела, но была хорошим организатором. Надо мной народ смеялся, когда я объясняла хору задачу. А на самом деле, чего им показывать? Они сами певуньи, всё знают, душой поют. Нам сшили красивые сарафаны, и мы на всех праздниках так народ радовали! А поскольку Москва была недалеко, к нам приезжали педагоги по речи и по вокалу. Благодаря им я и подготовилась к поступлению в театральный».
Еще 3 попытки поступления оказались безуспешными. Кто угодно другой на ее месте уже отказался бы от этой затеи, но Усатовой упорства было не занимать. Только с пятой попытки Нина наконец добилась своего, правда, ее приняли на режиссерский факультет. После окончания училища Усатова по распределению попала в драмтеатр города Котлас в Архангельской области. Там она всего за год успела принять участие в 12 постановках. А когда она узнала о том, что в Ленинграде открывается новый Молодежный театр, решила попытать счастья там. И снова ее упорство и целеустремленность принесли результаты – там она проработала 10 лет.
На сцене Молодежного театра ее заметили театральные режиссеры и пригласили в Большой драматический театр. Тогда же на актрису наконец обратили внимание кинорежиссеры, и в 30 лет Нина Усатова дебютировала в фильме «Куда исчез Фоменко» в небольшой роли. Поначалу ей предлагали только эпизоды, и первый громкий успех пришел только через 7 лет – после того, как она сыграла главную роль в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…». Ее героиня, Лидия Матвеевна, была глухонемой, и тем более впечатляющим был успех актрисы – не произнеся ни слова, она покорила и кинокритиков, и зрителей.
Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» в кинотеатрах посмотрело больше 40 млн зрителей. Тогда Нина Усатова наконец узнала, что такое настоящая популярность. Тогда же она испытала и счастье материнства – в 36 лет родила сына. Актриса рассказывала: «Именно этот фильм и дал мне настоящую путевку в киножизнь. У меня родился сын. Я ехала в троллейбусе, замученная бессонными ночами, как все молодые мамаши, ко мне подошли два парня и попросили автограф. Помню, как у меня даже спина побледнела…».
Только после 40 лет Нина Усатова стала одной из самых востребованных актрис в отечественном кинематографе. С тех пор она снимается с завидной регулярностью, ежегодно выходит по несколько фильмов с ее участием. Одной из лучших ее ролей стала мать главного героя в фильме «Мусульманин». Усатовой часто предлагали играть простых русских женщин из народа, и это не стоило ей усилий – она сама была родом из глубинки и хорошо знала прототипов своих персонажей. Еще в юности Нина пересмотрела все фильмы с участием Нонны Мордюковой – она казалась ей родной, как мама. Это же качество удалось перенять и самой Усатовой – на экранах она выглядела такой непосредственной и органичной, что зрители верили ей безоговорочно, как знакомому и родному человеку. Наверное, поэтому актриса и стала всенародной любимицей.
Однажды один из педагогов в театральном училище ей сказал: «Поливай свои корни». Актриса взяла это на заметку. Она всегда помнила о своих корнях, гордилась ими и считала, что это и помогло ей в профессии. Она рассказывала: «Моя генетическая память не раз помогала мне в работе. В спектакле «Беда» я должна была играть старуху, хотя мне было не больше 30. Съездила домой на Алтай, нашла бабушкин сундучок с удивительными вещами: простой тужуркой с фланелевой подкладкой, юбкой, ботами «прощай, молодость»... Всё это я увезла в Ленинград и прожила в этих вещах месяц. А на репетиции встала и пошла по сцене походкой моей бабушки. Точно такая же история была и на съемках «Мусульманина» Хотиненко. Я весь фильм хожу в халате, который носила моя мама. И только посмотрев картину, вдруг осознала, что я играла не абстрактную героиню, а свою мать...».
О том, что успех пришел к ней так поздно, Нина Усатова никогда не жалела. «Если бы со мной случилось что-то раньше, может, не была бы к этому готова. Всему свое время», – уверена актриса. Оглядываться на прошлое и о чем-то жалеть – вообще не в ее характере. О себе она говорит: «Характер у меня иногда такой неунывающий, что некоторые плачут. Перцу задаю всем! Я считаю, что такой быть и надо. А что толку ныть? В жизни всякое бывает, но лучше не расстраиваться, а искать выход… Знаете, я только сейчас понимаю, что главное – любить жизнь, не переставать ей удивляться».