Несмотря на то, что некоторые киноленты из этой подборки появились на экранах полвека назад, устаревшими их можно назвать лишь в техническом смысле, так как исследуемые темы остаются свежими и актуальными: лидерство и принятие решений, иерархия и равенство, автономия и гетерономия, справедливость и насилие, пересечения между расами, классами и полами.
Настольная книга анархиста (Поваренная книга анархиста) / The Anarchist Cookbook (2002, США)
История о группе анархистов, среди которых появляется настоящий бунтарь и переворачивает их жизнь с ног на голову. На поверхности мы видим драматическую комедию, но на более глубоком уровне фильм ставит под сомнение господствующие образы анархизма и призывает нас с новой точки зрения взглянуть на социальную иерархию.
Что делать в случае пожара? / Was tun, wenn's brennt? (2001, Германия)
Комедия про анархизм сложна отчасти по той причине, что шутить приходится, сохраняя серьёзное отношение к теме. В этом фильме встаёт интересный вопрос: что происходит с молодыми радикалами, спустя годы? Оказывается, они легко втягиваются в систему, которую отчаянно критиковали. Но беспокойное прошлое напоминает о себе, когда того никто не ждёт.
Убийство Троцкого / The Assassination of Trotsky (1972, Италия / Франция / Великобритания)
Когда-то «Убийство Троцкого» назвали одним из пятидесяти худших фильмов среди когда-либо снятых. В нём режиссёр воссоздаёт последние месяцы жизни Льва Троцкого в Мексике, полагаясь на книги, дневники и журналы, написанные самим революционным деятелем или ему посвящённые. Поэтому здесь присутствует определённая историческая правдивость, но сразу скажем, наибольший интерес у режиссёра вызывала личность убийцы – Рамона Меркадера, сыгранного Аленом Делоном.
Обнажённые / Naked (1993, Великобритания)
Фильмы британского кинорежиссёра Майка Ли известны реалистичными сценами человеческих взаимоотношений. Так и драма, снятая в 1993 году, начинается сценой буйного сексуального акта с участием Джонни, умного и хорошо образованного молодого человека, очевидно, страдающего от какой-то депрессии. После грубого секса в переулке он покидает родной город Манчестер и ищет убежище у бывшей подружки Луизы, которая живёт в Лондоне. Чем больше раскрывается главный персонаж, тем более проявляется его нигилистический, язвительный и жестокий характер.
Эта отчаянно мрачная комедия имела огромный успех на Каннском кинофестивале в год выпуска.
Анархисты / Anakiseuteu (2000, Южная Корея / Китай)
Фильм не столько об анархистах, сколько об использовании анархизма для националистических целей. Действие картины разворачивается в 1920-е годы в Шанхае и повествует о деятельности группы молодых корейцев, которые пытаются подорвать японский контроль на их полуострове через антиоккупационные террористические акты.
Интересно отметить, что «анархисты», утратив финансовую поддержку, обращаются к уличной преступности и азартным играм. Таким образом, фильм поднимает вопросы о связи между преступностью и терроризмом.
Жена анархиста / The Anarchist’s Wife (2008, Германия / Испания / Франция)
В «Жене анархиста» тема анархизма раскрыта с той стороны, которую так чутко могла передать, наверное, только женщина-режиссёр. В этом случая – Мари Ноэль, она же и соавтор сценария. В центре истории – женщина, её семья и попытки воссоединиться с мужем, который сначала борется против режима Франко, во время Второй мировой войны попадает в концентрационный лагерь, а после него снова пускается в борьбу за идеалы. На протяжении многих лет она не может с ним связаться, но верит, что он жив и когда-нибудь обязательно вернётся.
Вива, Сапата! / Viva Zapata! (1952, США)
В феврале 1952 года Элиа Казан выпустил «Вива, Сапата!» с Марлоном Брандо в роли «мексиканского Робин Гуда». На самом деле этот фильм об Эмилиано Сапате, одном из лидеров Мексиканской революции, который открыто поддерживал крестьян и анархическую идеологию.
Се конь блед / Узри коня бледного / Behold a Pale Horse (США, 1964)
Этот фильм Фреда Циннеманна пронизан фаталистическим настроением, связанным с гражданской войной и личной вендеттой. Режиссёр сочетал в нём «социальный реализм», свойственный его картинам, в которых часто главные герои одержимы борьбой за справедливость, элементы американских модернистских романов Хемингуэя или Фолкнера и итальянский неореализм из фильмов Витторио Де Сика. Важная особенность фильма в том, что он сфокусирован на отдельных людях, выступающих центральными активистами, и их личными побуждениями в контексте Испанской гражданской войны.
Восстание в Патагонии / Мятежная Патагония / La Patagonia rebelde (1974, Аргентина)
В основу этой драмы легло историческое событие. Группа рабочих анархо-синдикалистов из аргентинской провинции Санта-Крус в союзе с городскими рабочими Буэнос-Айреса восстали с требованием улучшения условий труда. Забастовку жестоко подавили силами государственных силовых структур, в результате чего погибли не менее 1500 рабочих.
Этот фильм Эктора Оливеры получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале в 1974 году и имел успех у аргентинской аудитории, но власти вскоре запретили его показ. Здесь также изображены проблемы иерархии в отношениях между членами профсоюза и активистами.
Лето в Японии: двойное самоубийство / Muri shinju: Nihon no natsu (1967, Япония)
Режиссёр Нагиса Осима всегда опровергал утверждение, что анархизм – явление исключительно европейское. В этом абсурдистском фильме изображены два отчуждённых молодых человека – дерзкая Нэдзико и одержимый смертью Отоко. Блуждающих по городу молодых людей захватывает группа анархистов, которая отсиживается в ожидании утверждения дальнейших планов действий.
Александр Великий / O Megalexandros (Греция, 1980)
Открытую критику частной собственности и институтов социального, сексуального и гендерного контроля режиссёр Тео Ангелопулос соединил с критикой личности Александра Македонского, которого переместил в 20-й век. Из-за двойственной структуры фильм трудно оценить, что и объясняет его прохладный приём у критиков и зрителей.
Александр Великий не поддерживает местных жителей, которые устроили свой ненасильственный переворот, и в итоге низложен деревенскими женщинами, которые превращают его в мраморную статую, служащую не в качестве торжественного мемориала, а предостерегающим напоминанием.
Парк наказаний / Punishment (1971, США)
Режиссёр Питер Уоткинс снял этот псевдодокументальный фильм с ручных камер при участии актёров-любителей в пустыне Сан-Бернардино. Действие происходит в 1970-х годах. Принятием закона о внутренней безопасности президент Никсон уполномочил представителей государственных органов исполнительной власти и военнослужащих задерживать и наказывать каждого представителя левых убеждений.
Диссидентам предлагают такой выбор: длительный срок тюремного заключения или возможность обрести свободу, если удастся выжить, скрываясь от идущей по пятам полиции, и пройти более 50 миль по пустыне.
Этот фильм – исходная версия «Голодных игр», но без сказочной маскировки. По американскому телевидению «Парк наказаний» никогда не показывали.
Эрос + убийство / Eros + Massacre (1969, Япония)
В основу фильма легла биография японского анархиста и активиста Сакаэ Осуги, ратовавшего за свободную любовь и убитого на волне беспорядков, имевших место после землетрясения Канто 1923 года. Три студента собирают материал о Сакаэ, реконструируют отношения активиста с тремя его возлюбленными и приходят к непредвиденному исходу в результате проповеди свободной любви.
«Эрос + убийство» – едва ли не главный фильм «Японской новой волны», затрагивающий политические вопросы через сложную аллегорию взаимоотношений.
Анархистки / Поборницы свободы / Libertarias (Испания / Италия / Бельгия, 1996)
Барселона. 1936 год. Гражданская война в Испании. Одна из монахинь спасается из разрушенного монастыря и находит укрытие в борделе. Сюда же являются активистки организации, борющейся за права женщин. Вместе с присоединившимися к ним бывшими проститутками они вступают в борьбу против националистического правительства. Женщины решают противостоять тоталитарным институтам и служить на линии фронта.
Этот фильм получил признание за особое внимание к той важной роли, которую женщины сыграли в войне против фашизма. Ранее их участие отрицалось.
Земля и свобода / Land and Freedom (1995, Великобритания / Испания / Германия / Италия)
«Земля и свобода» – пожалуй, лучший художественный фильм о Испанской гражданской войне. Его снял режиссёр Кен Лоуч, а сценарий написал Джим Аллен. Фильм раскрывается в ретроспективном кадре глазами внучки главного героя, которая открывает его фронтовые письма.
Свидетель / Мэтуон / Matewan (1987, США)
Сценарист и режиссёр Джон Сейлз снял историческую драму, в которой воспроизвёл события известные как «Бойня в Мэтуоне». Действие происходит в 1920 году, когда произошла перестрелка между шахтёрами города Мэтуон, выступившими за улучшениями условий труда и быта, и детективами, нанятыми владельцами шахт.
Рождённые в огне / Born in Flames (США, 1983)
Феминистский научно-фантастический фильм, снятый в документальном стиле Лиззи Борден. В Нью-Йорке через десять лет после мирной социалистической революции две феминистские радиостанции – одну возглавляет белая лесбиянка, а вторую – чернокожая женщина с мягким голосом – озвучивают недостатки революции, которые привели к антиутопии в системе государственного контроля и обострению патриархального насилия. Одну из знаменитых феминисток арестовывают и она гибнет в заключении, трёх журналисток увольняют за то, что они раскрывают агентов ФБР, и обе радиостанции сжигают дотла. Теперь сотрудницы радиостанций объединяются и присоединяются к Женской армии, чтобы напрямую действовать против властей.
Ноль за поведение / Zéro de conduite: Jeunes diables au collège (Франция, 1933)
47-минутный фильм режиссёра Жана Виго остаётся одной из самых известных анархистских работ первой половины 20-го века. В основе киноленты – бунт учащихся школы-интерната. Дети захватывают власть в учебном заведении, над которым поднимают пиратский чёрный флаг, и отказываются повиноваться воспитателям. До 1945 года фильм был запрещён к показу во Франции.
Соль Земли / Salt of the Earth (США, 1954)
Остросоциальный чёрно-белый фильм о рабочих цинковых шахт, их семьях и совместной борьбе с шахтовладельцами в округе Грант, Нью-Мексико. Большинство из снявшихся персонажей – настоящие шахтёры.
Сценарий написал Майкл Уилсон, режиссировал картину Герберт Биберман, продюсером выступил Пол Джаррико. Все трое находились в «чёрном списке» Голливуда из-за коммунистических симпатий. Поэтому фильм «Соль Земли», вышедший в 1954 году, был запрещён в США, но в 1992 году его включили в Национальный реестр фильмов.
Леди Л / Lady L (1965, Франция / Италия / Великобритания)
Экранизация одноимённого романа Ромена Гари от кинорежиссёра Питера Устинова украсит любой список политических/левых/анархистских фильмов. В главных ролях этой комедийной ленты – блистательная Софи Лорен, Пол Ньюман и Дэвид Нивен. История фокусируется на жизни Луизы, прачки из борделя, которая выходит замуж за лорда Лендэйла в обмен на спасение от полиции анархиста Армана. За лёгкостью фильма скрывается глубокий смысл и высмеивается аристократическая напыщенность.