Жан-Батист Карпо (Jean-Baptiste Carpeaux; 11 мая 1827 — 12 октября 1875 гг.) — знаменитый французский художник XIX века, выдающийся скульптор стиля необарокко. Жан-Батист Карпо был также талантливым живописцем, но его картины практически не известны широкому зрителю. Лучшие шедевры творчества мастера в наши дни украшают экспозиции французских музеев, площади и фасады парижских зданий, а его биография представляет собой наглядный пример успешной карьеры гениального художника из простой рабочей семьи.
Жан-Батист Карпо никогда не занимал высоких постов в Академии искусств и даже не был ее действительным членом. Его работы часто вызывали острые дискуссии в обществе, но мастер всегда оставался верным собственному стилю, основанному на идеалах свободы и традициях реализма.
Биография Жана-Батиста Карпо
Жан-Батист Карпо родился 11 мая 1827 года в городе Валансьене на севере Франции в семье рабочего-каменщика. Мальчик с раннего детства увлекался рисованием и, несмотря на негативное отношение к этому занятию со стороны отца, в 11-летнем возрасте поступил в местную художественную школу. Его первым наставником был Рене Фаш (René Fache), который обучил юное дарование основам рисунка и скульптуры.
В 1844 году Жан-Батист уехал в Париж, где его приняли на обучение в Высшую школу изящных искусств в мастерскую Франсуа Рюда (François Rude). Но уже в конце первого курса юноша перевелся в класс другого профессора — Франциска Дюре (Francisque Duret) и добросовестно отучился у этого преподавателя последующие 9 лет.
В сентябре 1854 года 27-летний Жан-Батист Карпо стал обладателем Римской премии по скульптуре и был награжден пенсионной поездкой в столицу Италии. Но внезапно у молодого художника появилось несколько заманчивых заказов и ему пришлось почти на полтора года отложить свое путешествие.
Приехав в Рим в январе 1856 года, Карпо с увлечением занялся изучением творчества выдающихся мастеров прошлых эпох, а наибольшее впечатление на него произвели шедевры Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэля (Raffaello Santi). Под влиянием их творчества Жан-Батист создал свои первые работы, получившие широкое признание во Франции, в том числе, «Рыбак с ракушкой» и «Уголино в окружении четверых детей».
В Вечном городе художник прожил до 1862 года, а затем вернулся в Париж, где, благодаря протекции друга Эжена д'Олвина де Пьена (Eugène d'Halwin de Piennes) был представлен императору Наполеону III. Выполнив несколько заказов для французского монарха, скульптор заслужил его расположение и даже удостоился чести стать личным учителем рисования наследника престола Луи-Наполеона Бонапарта.
С этого момента Жан-Батист Карпо приобрел славу модного парижского художника, именно на 1860-е годы приходится пик расцвета его творческой карьеры. Благодаря покровительству императора он постоянно получал щедрые правительственные заказы на украшение зданий и площадей французской столицы. Несмотря на большую занятость, мастер находил время и для написания картин — портретов, пейзажей, произведений бытового и исторического жанров.
В 1868 году Карпо переехал в пригород Парижа, в новую просторную мастерскую, где развернул бурную коммерческую деятельность. К тому времени многие его скульптурные композиции пользовались огромным спросом у публики, и мастер наладил производство их авторских копий из обожженной глины, мрамора и гипса.
В 1869 году Жан-Батист Карпо женился на Амели Клотильде де Монфор — дочери влиятельного чиновника, генерал-губернатора Люксембургского дворца. В этом браке у пары родилось трое детей, но семейную жизнь художника нельзя назвать счастливой из-за частных ссор по причине его безудержной ревности к жене. Спустя всего 5 лет после свадьбы супруга подала на развод, забрала детей и навсегда покинула мужа.
Поражение Франции в Прусской войне и последовавшие за ним революционные события Парижской коммуны 1870 года крайне негативно отразились на судьбе мастера. Из-за катастрофического падения спроса на произведения искусства и отсутствия заказов Карпо оказался на грани банкротства. Ему пришлось отдать мастерскую в управление своему брату, а семейные неприятности поспособствовали развитию серьезных проблем со здоровьем.
Несмотря на то, что политическая ситуация в стране вскоре стабилизировалась, жизнь талантливого художника стремительно приближалась к концу. Врачи диагностировали у него смертельную болезнь — рак мочевого пузыря, которая в ту пору не поддавалась лечению.
Испытывая сильные боли, гениальный мастер до последних дней работал над многочисленными заказами, но 12 октября 1875 года Жан-Батист Карпо умер в возрасте 48 лет. Более 2000 человек пришли проститься с художником в Париже на траурную службу, а в конце ноября его останки перевезли в родной Валансьен и предали земле на кладбище Сен-Рош.
Самые известные работы Жана-Батиста Карпо
Выдающийся французский скульптор и живописец оставил после себя множество прекрасных шедевров. И все же, к числу самых известных работ Жана-Батиста Карпо относятся:
- «Рыбак с ракушкой» (1858) — небольшая скульптура, созданная автором во время пребывания в Риме. Образ маленького рыбака, прижимающего к уху раковину, настолько понравился зрителям, что впоследствии Карпо изготовил множество копий.
- «Уголино в окружении четверых детей» (1861) — произведение, созданное по мотивам средневековой легенды о свергнутом тиране, заключенном в башне и умершем от голода. Интересно, что руководство парижской Академии негативно восприняло это работу, зато зрителям она очень понравилась и также была многократно скопирована художником.
- «Танец» (1869) — каменный горельеф, украшающий фасад знаменитой Оперы Гарнье в Париже. Эта скульптура вызвала в обществе ожесточенные споры о морали, а один из зрителей даже попытался испортить шедевр, бросив в него флакон с чернилами.
- «Зачем родиться рабом?» (1868-1870) — цикл из 8 бюстов с изображением молодой женщины, пытающейся освободиться от связывающих ее тело оков. Художник создал это произведение в знак солидарности с движением за полную отмену рабства во всем мире.
Жан-Батист Карпо по праву считается одним из величайших французских скульпторов XIX столетия. Его работы часто критиковали, но никто не подвергал сомнению наличие у автора бесспорного таланта и уникального своеобразного стиля.