Его жизнь с самого начала была не такой, как у большинства сверстников. Он был воспитан своей бабушкой, которая, как и его отец, умерла в 1908 году, когда мальчику было всего 10 лет. И тогда вместе с матерью Жан переехал в Лондон, чтобы изучать искусство в Королевской академии художеств.
В 1917 году его призвали во французскую армию. Впечатления о Первой мировой войне оставили след не только в воспоминаниях, но и на теле молодого человека – он был тяжело ранен в грудь.
Начиная с серии военных картин «Заложники» (Otages), которую можно считать его «возвращением» в Париж, его работы трудно отнести к какому-то определенному стилю живописи. Абстрактные полотна вселяют ужас от изображения расстрелов, которые проводили немцы вблизи дома Фотрие. Впоследствии они были высоко оценены в Западной Германии и как выразительные произведения искусства, созданные в рамках направления информализм (Art Informel), и как политический протест против войны.
Картины «Выстрел» (Le fusillé), «Еврейка» (The Jewess) и «Начальник заложника» (Tète d'otage) написаны в 1943 году. Глядя на них, можно только догадываться о том, что многочисленные царапины – это не просто мазки краски, а абстрактное изображение изгибов рук, глаз и ртов персонажей. Рисунок как будто «прячется» вглубь холста, создавая у зрителей ощущение, что его нельзя извлечь на поверхность без боли, не разрывая полотно, словно живой организм.
Когда война закончилась, Фотрие продолжал выступать против так называемого элитизма и сформировавшегося в обществе мнения, что художник - это волшебник, стоящий выше обычных людей. Его интересовало «заурядное» искусство, то, которое может создавать любой человек, а не только живописец, имеющий академическое художественное образование. Это сближало его с Жаном Дюбюффе, основателем движения непрофессионального искусства Art Brut.
В конце 1940-х годов он со своей женой Жанин Апли (Jeanine Aeply) начал писать репродукции работ известных художников. А в 1950-х он открыл сеть магазинов Originaux, где продавались авторские литографии шедевров мировой живописи.
В поздних картинах Фотрие продолжал использовать уже опробованные в «Заложниках» методы. Но если сначала это были простые объекты, то позднее на полотнах появились заложники с лицами героев венгерской революции 1956 года.
В 1957 и 1958 годах художник создал произведения, которые можно назвать чистой абстракцией. Это овальные формы на полях с названиями американских популярных песен, таких как All Alone и Body and Soul и прямоугольники на полях с полосами или сетками, нанесенными линиями или мазками. Работы называют «картинами с четырьмя сторонами» и они, по-видимому, представляют воплощение мысли автора о том, что живопись – это организация линий, форм и мазков внутри прямоугольника.