Софья и Мария: две музы одинокого поэта
Накалу страстей между Эсклармондой Орлеанской (в миру Софьей Шамардиной) и Владимиром Маяковским позавидовала бы любая современная электростанция – от бурлящих чувств не было спасения, это был тот самый булгаковский «финский нож», вонзенный убийцей, выскочившим из-за угла. Познакомил молодых людей легендарный любимец всей советской ребятни – Корней Чуковский. Случилось это в 1913 году. Роман вспыхнул почти сразу – Соня была неподражаема, все ней казалось необычным: от странного псевдонима до экстравагантной манеры одеваться. Кроме прочего, она водила на поводке ручного волка и обожала устраивать гастроли поэтов-футуристов. Поэтому у Маяковского не было шанса остаться равнодушным. Отношения зашли далеко: обстоятельства вынудили Софью прервать нежелательную беременность – об этом она рассказала миру в своих мемуарах. Результатом любовных отношений стало знаменитое стихотворение о зажигающихся звездах, которое Владимир Владимирович до конца жизни считал чересчур лиричным и сентиментальным. Софья впоследствии вышла замуж за партийного работника, кардинально изменила стиль и, по словам поэта, стала походить на Крупскую.
Преемницей Шамардиной стала стройная красавица – Мария Денисова. С ней поэт познакомился в 1914-м. Девушка также пробудила в душе Маяковского любовь: они часто виделись, гуляли, но чувства красавицы не были достаточно сильными – замуж Мария вышла за другого, хотя друзьями они остались навсегда. В 20-х годах прошлого столетия Денисова занялась скульптурой и создала бюст Владимира Маяковского в память об их непростых отношениях. А он в свое время посвятил ей поэму «Облако в штанах».
Не смоют любовь ни ссоры, ни версты…
Наиболее известная история страсти – бессмертный роман утонченной Лили Брик и красавца Маяковского. Обстоятельства их встречи и отношений давно обросли легендами. Правда в том, что познакомились Лиля и Владимир, как указал поэт в автобиографии, в 1915 году. Лиля была замужней женщиной и очень любила своего Осю. Парадокс в том, что она не отказывала и Маяковскому, который одно время даже жил у супружеской четы. Более того, муж Лили был в курсе этих необычных отношений. Тройственный союз продолжался до смерти поэта, хотя и Владимир, и Брик периодически расставались, ища утешения в чужих объятьях. Лиля называла возлюбленного Щен, от слова «щенок». Не совсем ласковое прозвище объяснялось тем, что женщина была на 2 года старше поэта. На творчестве Маяковского эта наполовину разделенная страсть сказалась благотворно – он посвятил драгоценной Лиличке поэму «Люблю» и «Про это».
После смерти поэта его архив отошел семье Брик. Именно Лиля выхлопотала у Сталина право напечатать сочинения Маяковского. До самой смерти Брик сохранила память об этих отношениях: женщина трепетно носила подарок поэта – кольцо с гравировкой, подвешенное на филигранной цепочке.
Влюбленная Элли: американская история
В 1925 году Маяковский уезжает в США, где знакомится с Елизаветой Зиберт, которая в Америке взяла себе имя Элли Джонс. С русской эмигранткой поэта свел их общий друг – Давид Бурлюк, художник по профессии. Впоследствии женщина стала для Маяковского помощницей-переводчицей. Постепенно дружеские чувства переросли в любовные. Пылкий мужчина посвятил красавице стихотворение и увлеченно писал ее портреты. От него Елизавета родила дочь, но это случилось после расставания молодых людей. Узнав об этом, поэт пытался снова вернуться в США, но ему не позволили. Портрет девочки Маяковский всегда хранил в своем кабинете. После бурного романа с продолжением Владимир видел Элли и их общую дочь Елену (Патрисию) лишь однажды – в Ницце, в 1928 году.
Товарищеские чувства
В 33 года Маяковский познакомился с юной работницей Госиздата – Натальей Брюханенко. Девушка была моложе поэта на 13 лет. Он осыпал ее розами, называл исключительно на «вы», вместе молодые люди посещали Ялту, где устраивали поэтические вечера на темы нового быта, призывая решительно отказаться от есенинского романтизма. Однажды Владимир честно признался Брюханенко, что пылко любит Лилю Брик, после чего великодушно предложил стать в его жизни женщиной № 2. Наташа отклонила лестное предложение, но не обиделась: они были дружны, несмотря ни на что, часто посещали театры, встречались по работе. Поэт называл девушку «товарищ Наталочка». В последний раз они виделись за 4 дня до самоубийства Маяковского.
Парижские амуры, или Цветы на память
Следующая любовь поэта – Татьяна Яковлева. Маяковский познакомился с манекенщицей дома Диора в 1928 году, когда посетил город Любви. Способствовала этой встрече сестра Лили Брик. Поэт считал изысканную прелестницу «ростом вровень» себе, видимо, имея в виду их интеллектуальную и душевную близость. Владимир Владимирович был очень нежен с Татьяной, посвятил женщине два стихотворения, задаривал цветами, они часто совершали романтические прогулки, влюбленными искренне любовались прохожие.
Рассталась пара красиво: в ответ на отказ выйти за него замуж, уезжая, Маяковский заключил контракт с цветочной компанией, и курьеры много лет подряд преподносили Яковлевой воскресные букеты.
Любовь и смерть всегда вдвоем…
Последним серьезным увлечением влюбчивого поэта стала мучительная страсть к актрисе Веронике Полонской. Женщина, как некогда и Лиля, была замужем, но Маяковский настаивал на ее разрыве с опостылевшим супругом, в последующем предлагая Веронике руку и сердце. Поэт воспринимал ее как свою невесту, часто ласково называя Полонскую «невестушкой». В 1930 году актриса заехала на Лубянку к Маяковскому и дала очередное согласие поговорить с мужем о разводе. Но поэт не поверил женщине. Вероника спешила на репетицию и быстро ушла – ей некогда было разубеждать и утешать страдающего мужчину. Спустя несколько секунд за ее спиной раздался выстрел – поэт убил себя в упор из пистолета. В предсмертной записке, ставшей, по сути, завещанием мастера, он упомянул Полонскую, Брик и маму с сестрами, попросив у правительства предоставить им «сносную жизнь».
Печальный итог
Творческий человек не может созидать без любви. Чувства всегда должны быть свежими и благоухающими, как розы, собранные поутру, а страсть – испепеляющей, словно неиссякаемое пламя. В жизни все по-другому, поэтому многие тонкие натуры не выдерживают несправедливости, противоречий и отсутствия взаимности. Но пока мастер творит, любя и страдая, из-под его пера выходят настоящие литературные шедевры. Лаконичная и глубокая любовная лирика Маяковского – лучшее из того, что он создал. И все эти пронзительные, глубокие стихи появились благодаря женщинам, украсившим короткую жизнь поэта.