Животные за мольбертом: кто из четвероногих живописцев стал «популярнее», чем Уорхол
0
644
просмотров
Картины четвероногих живописцев не раз продавали на аукционах за большую сумму, а в наши дни пробудить в себе талант художника могут самые разные животные

В 1954 году молодой шимпанзе по кличке Конго произвел фурор, когда нарисовал свою первую картину под чутким руководством зоолога Десмонда Морриса. Работу обезьяны-художника выставили в британском Институте современного искусства.

В наши дни у многих обитателей зоопарков есть все возможности раскрыть свои таланты — смотрители специально предлагают своим подопечным бумагу и нетоксичные съедобные краски, чтобы разнообразить их жизнь в неволе. Интеллектуальная стимуляция животных способна творить чудеса, и совершенно не важно, копытное перед вами или человекообразный примат.

Шедевр на кончике хвоста

Шедевр на кончике хвоста Работа Лоло не затерялась среди других картин своего времени. В 2016 году «Заход солнца над Адриатикой» выставили в парижском культурном центре Гран-Пале. Там она гордо соседствовала с шедеврами Рембрандта

В 1910 году в салоне независимых художников Парижа была выставлена картина «Заход солнца над Адриатикой», написанная яркими, небрежными мазками. Автором был указан некий Иоахим Боронали. Критики по достоинству оценили полотно, а потом узнали, что произошла комичная мистификация. Настоящим создателем картины оказался ослик Лоло, нарисовавший красный закат кисточкой, привязанной к его хвосту. Иоахима Боронали никогда не существовало, а его фамилия была анграммой слова «осёл» (aliboron).

Пошутить над художественным сообществом решил писатель Ролан Доржелес. Осла он одолжил у друга, владельца кабаре. Доржелес подготовил холст, привязал кисть к хвосту Лоло и угостил того свежей морковкой. На радостях ослик начал энергично размахивать хвостом, неосознанно создавая произведение искусства.

Тайна «Захода солнца над Адриатикой» позабавила одних знатоков живописи и оскорбила других. Ролан Доржелес поспешил заявить, что картина — смелый эксперимент, символизирующий возвращение художника к природе.

«Если мы хотим, чтобы искусство воссоединилось с естественными процессами, что может быть более естественным, чем полностью исключить художника-человека и позволить творить дикому зверю?» — спрашивал он.

Дальнейшая жизнь ослика Лоло сложилась благополучно. В Париже хвостатый художник купался в лучах славы, а затем уехал на покой — доживать свои дни на просторной ферме в Нормандии. Картину Лоло продали на аукционе скульптору Андрэ Майо. Вырученные средства пошли на помощь детям-сиротам.

Когда лапки — не помеха

В 1954 году сотрудники Лондонского зоопарка решили провести эксперимент. Приглашенный в вольер к молодому шимпанзе Конго зоолог и художник Десмонд Моррис подал животному карандаш и положил перед ним чистый лист. Сначала Конго провел одну линию и застыл в нерешительности. Затем, немного подумав, продолжил рисовать увереннее.

Вскоре Моррис начал приносить шимпанзе кисти, которые заинтересовали Конго еще сильнее. Работы обезьяны показали в британском ТВ-шоу Zoo Time, и Конго стал знаменитостью. Некоторые художники без иронии описывали его стиль как «лирический абстрактный импрессионизм».

Сотрудники зоопарка заметили, что шимпанзе рисует осознанно и очень расстраивается, когда кто-то внезапно прерывает его занятие. Если у Конго забирали бумагу или кисти до того, как он чувствовал, что закончил работу, шимпанзе жалобно скулил и требовал вернуть предметы. И наоборот — когда Конго точно знал, что картина завершена, он отказывался рисовать даже по настоянию зоологов.

За десять лет жизни в Лондонском зоопарке Конго написал более четырехсот картин. В 2005 году три работы шимпанзе продали на аукционе за 14 400 фунтов стерлингов. Забавно, что на том же аукционе остались невостребованными скульптура Ренуара и картина Энди Уорхола.

Художник не должен быть голодным!

В 1964 году четыре картины ранее неизвестного французского художника-авангардиста по имени Пьер Брассо были выставлены на художественной выставке в шведском Гетеборге. Искусствоведы и журналисты с бокалами вина в руках молча созерцали творения восходящей звезды. Большинство критиков сходилось во мнении: Брассо превзошел своих коллег, его картины — легкие, смелые, оригинальные.

Лишь один искусствовед остался равнодушен к творчеству Пьера Брассо, заявив: «Такие картины могла написать разве что обезьяна». И он был прав!

Работы, выставленные в Гетеборге, принадлежали кисти шимпанзе Питера из зоопарка города Бурос. Художника Пьера Брассо не существовало — его придумал журналист Эке Аксельссон. Как и Ролан Доржелес, он решил провести эксперимент и проверить, смогут ли ценители прекрасного отличить современное искусство от обезьяньего.

Аксельссон завел дружбу со сторожем зоопарка Буроса. Журналист убедил его пронести в вольер Питера холст, кисть и масляные краски. Сначала шимпанзе не понял, чего от него ждут. Краски он принял за изысканное лакомство (ему особенно пришлась по вкусу синяя). Но в один прекрасный день шимпанзе все-таки взялся за кисть.

Когда Питер рисовал, рядом с ним всегда клали связку бананов. Чем активнее шел творческий процесс, тем сильнее разгорался аппетит шимпанзе. Во время работы над самыми удачными картинами Питер успевал съесть по десять бананов.

Из всех картин шимпанзе Аксельссон выбрал четыре наиболее удачных и предложил их художественной галерее королевы Кристины. Даже когда выяснилось, что Пьер Брассо — вовсе не юный гений из Франции, а любопытный шимпанзе, принимающий гонорары бананами, искусствоведы не отказались от своих восторженных комментариев. Критик Рольф Анденберг написал: «Это по-прежнему лучшие картины на выставке».

Карьера Пьера Брассо на этом была закончена. Спустя пять лет после триумфа его работ в галерее Кристины, Питер переехал в зоопарк английского Честера и продолжил жить спокойной обезьяньей жизнью.

«Дикая и свободная»

Мировой рекорд стоимости картин, написанных животными, в 2021 году побила свинка Пигкассо (производное от pig и Picasso) из ЮАР. В 2021 году картину Пигкассо под названием «Дикая и свободная» приобрел за 20 тысяч фунтов стерлингов немецкий коллекционер Петер Эссер.

При этом судьба художницы с пятачком могла сложиться совсем иначе, ведь она родилась в апреле 2016 года на промышленной свиноферме. Спустя месяц поросенка спасла от неминуемой смерти активистка Джоанн Лефсон.

Новая хозяйка предлагала Пигкассо разные предметы, пока свинка не проявила интерес к кистям. Используя методы положительного подкрепления, Джоанна быстро научила Пигкассо использовать кисти для нанесения безвредной краски из свеклы и акриловых чернил на закрепленные на мольберте листы бумаги.

Свинья начала создавать красочные абстрактные картины. «Подписывает» свои работы Пигкассо, оставив на холсте след от пятачка. Первая выставка работ Пигкассо состоялась в 2018 году в Кейптауне. С тех пор картины свинки неоднократно продавались за тысячи и десятки тысяч фунтов.

Именно эта картина Пигкассо была продана за рекордную сумму

По словам Джоанн Лефсон, Пигкассо творит в разных жанрах: однажды ей удалось даже написать абстрактный портрет принца Гарри.

Мировая известность Пигкассо растет из года в год. Сегодня свинка является не только признанной художницей, но и амбассадором веганского меню сети отелей Park Inn. Так ее хозяйка старается убедить больше людей отказаться от употребления мяса.

Нераскрытый потенциал

Когда-то каждое животное-художник казалось современникам диковинкой. Сегодня зоопарки всего мира поощряют природное любопытство своих подопечных и помогают им проявить себя на неожиданном для их вида поприще. Рисуют все: слоны, собаки, дельфины, панды, броненосцы, голые землекопы и даже черепахи.

Проекты обогащения среды разработаны таким образом, чтобы использовать естественное поведение животных. Губачам, которые питаются, сдувая грязь с лесной подстилки и всасывая термитов, вручают похожий на соломинку аппарат для выдувания краски на холст. Лягушкам дают краски из порошкообразной смеси водорослей, которую те в природе используют в качестве пищи.

Программа по приобщению животных к прекрасному существует, например, в Смитсоновском национальном зоологическом парке (США)

За столетие, прошедшее с тех пор, как ослик Лоло нанес на холст первый мазок, изменились и отношение к животным, и состав красок. Ученые надеются, что безопасные попытки «самовыражения» сделают обитателей зоопарков счастливее. Что же касается художественной ценности этих попыток, то о ней пусть судят публика и искусствоведы.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится