Антон Андросов родился в 1970 г. в Москве в семье, не имеющей никакого отношения к миру кино: его отец был инженером-холодильщиком, а мать – учительницей истории. Когда ему было 10 лет, к ним в школу пришли сотрудники «Мосфильма» и пригласили учеников на пробы в фильм «Витя Глушаков – друг апачей». В тот раз его не утвердили, но фотографии Андросова остались в картотеке киностудии, а сам он начал регулярно принимать участие в кастингах. Спустя 4 года он получил роль беспризорника в короткометражке «Дыб», которая стала его кинодебютом. А первой главной ролью в полнометражном кино, которая принесла ему всесоюзную популярность, стала роль Руслана Чутко по прозвищу Плюмбум (в переводе с латыни «свинец») в фильме «Плюмбум, или Опасная игра».
15-летний Антон Андросов пришел на кастинг, в котором участвовали 6000 подростков, и получил эту роль благодаря своей выразительной, необычной и запоминающейся внешности. Режиссер Вадим Абдрашитов говорил: «Его внешность – лицо и глаза – очень странные, но наиболее точно «вписавшиеся» в картину». Именно так должен был выглядеть главный герой картины – эгоцентричный 15-летний подросток, который, столкнувшись однажды с хулиганством, решает стать «санитаром общества» и искоренить зло в провинциальном городе. Руслан берется помогать милиции в выявлении правонарушений, но при этом его юношеский максимализм и жестокость приводят к драматическим последствиям. Он переступает границы дозволенного и превращается в провокатора и судью одновременно – вершит правосудие по установленным им самим законам. Руслан сдает милиции «тунеядцев» – бездомных людей, оказавшихся в тяжелом положении и живущих в котельной, участвует в поимке рыбаков-браконьеров, одним из которых является его отец. То, что ему самому кажется азартной игрой, для окружающих оборачивается трагическими последствиями.
Идею фильма «Плюмбум, или Опасная игра» режиссеру Вадиму Абдрашитову подсказала газетная публикация, которая, на первый взгляд, вообще никак не была связана с темой фильма. Он рассказывал: «В работе над сценарием мы вдохновились заметкой в газете о том, как один дружинник злоупотреблял властью, но у нас все намного сложнее, это лишь фундамент истории». Вряд ли можно сказать, что режиссера вдохновили какие-то реальные люди или события их жизни – его внимание привлекла сама идея. Абдрашитов не раз говорил о том, что в каждом художественном фильме есть своя природа условности, а в его «Плюмбуме» она была максимально высокой: все главные герои условны – и сам мальчик, которому 15 лет, а он ощущает себя на все 40 и не чувствует ни боли, ни любви, и его родители, и школьный учитель. В результате получился фильм об актуальности детского зла и о жизни «белых ворон» в обществе.
Выбор места съемок – тоже создание кинематографической условности. «Мы решили снимать в Минске – важен был «имперский город», полностью разрушенный немцами, а потом из руин восстановленный советской властью. Надо было снимать «Плюмбум» там, где ощущается «имперскость», так называемый «Джо-стайл» – так в народе называли сталинский ампир. Потому что именно сталинский стиль, который нежно называют архитектурными излишествами, и есть знак самого настоящего инкубатора этих самых «плюмбумов», – объяснял режиссер.
Фильм вышел на экраны в 1987 г. и имел очень большой резонанс в обществе. Его посмотрело больше 17 млн зрителей в СССР, на Международном кинофестивале в Венеции «Плюмбум» получил золотую медаль Итальянской республики, спустя год он был удостоен премии «Ника» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий». После этой роли Антон Андросов проснулся знаменитым. Он рассказывал: «Фильм имел большой успех. И я, соответственно, тоже. До «Плюмбума» я был очень средним Никем. В лучшем случае я мог показаться задумчивым странным мальчиком. Сам себя считал маленьким и некрасивым, не пользующимся ни успехом, ни авторитетом. После «Плюмбума» мой престиж в классе явно повысился. Если раньше мне приходилось доказывать, что не верблюд, то теперь меня воспринимали как равного, или даже статусом повыше».
Слава пришла к нему в очень юном возрасте, и он оказался к ней не готов. Позже Антон Андросов признавался, что в юности не смог избежать звездной болезни: он позволял себе повышать голос на взрослых и скандалить на съемках. Повод для «головокружения от успехов» действительно был: в конце 1980-х гг. после «Плюмбума» главные роли следовали одна за другой: «Запомните меня такой», «Про любовь, дружбу и судьбу», «Беспредел», «Здравия желаю!». Тем не менее после школы он так и не пошел в театральный вуз – просто потому, что не хотел идти в армию. Он прошел по конкурсу в Щепкинское училище, но выбрал Московский химико-технологический институт из-за того, что там была военная кафедра. Позже он перевелся во ВГИК на экономический факультет, а потом сожалел о том, что не выбрал операторский.
Параллельно с учебой Андросов продолжал сниматься в кино, открыл собственную студию, выпускал телепрограммы, работал администратором клипов, рекламных роликов и телепередач. Средства, которые приносит актерская профессия, всегда казались ему недостаточными, и он пытался найти более выгодные занятия. Дважды пытался построить собственный бизнес и дважды его лишился. Он продавал ювелирные изделия, а позже действительно на протяжении двух лет снимал фильмы для взрослых и видеопрограммы с выступлениями артистов ночных клубов. Через несколько лет Андросов попробовал свои силы и в качестве продюсера документальных фильмов по истории, археологии и антропологии. В этом ему помогала жена – историк по профессии.
Из-за противоречий между тем, чем он действительно хотел заниматься, и тем, что приносило прибыль, возникли неразрешенные внутренние конфликты, которые в результате привели к алкогольной зависимости. Однажды он выпил больше двух литров спирта и едва не погиб. К счастью, осознание того, что это ведет к саморазрушению, наступило вовремя, и Андросов сумел остановиться. Позже он признавался, что жалел о времени, потраченном на развлечения и увлечение спиртным.
Сейчас в нем редко узнают того мальчишку из 1980-х гг., который стал кумиром многих советских подростков, но некоторые знакомые до сих пор называют его Плюмбумом. Долгое время он и сам так подписывался – ставил свой автограф, а рядом значок Pb в кружочке. Интереса к актерской профессии Антон Андросов не потерял. И хотя в последний раз он мелькнул на экранах 19 лет назад в детективном сериале «Сезон охоты-2», не исключает возможности того, что однажды снова появится на съемочной площадке.
Роль в «Плюмбуме» стала одной из первых ярких киноработ еще одной актрисы: Почему зрители часто забывают имя Елены Яковлевой.