Аврора в Стране чудес
Люсиль-Амандина-Аврора Дюпен родилась 1 июля 1804 года в Париже. Её отец Морис Дюпен состоял в родстве с царствующими династиями Европы. Его предками были король Польши Август II, Морис де Сакс, известный французский полководец, и граф де Хорн, незаконнорожденный сын Людовика XV. Мать будущей писательницы Софи-Виктуар Делаборд была их простолюдин. Неравный брак стал причиной непрекращающихся конфликтов в семье, свидетелем которых была Аврора.
Рано потеряв отца, девочка осталась на попечении у бабушки в окружённом лесами Ноане. Здесь душа Авроры, по словам Рене Думика, «была оплодотворена поэзией страны».
После очередного семейного кризиса бабушка отправила Аврору на три года в женский монастырь. По воспоминаниям девушки, время, проведённое в «большой женской семье», было самым спокойным и счастливым в её жизни.
По возвращении в Ноан девушка всерьёз взялась за самообразование. Она жадно читала как художественную литературу, так и философию. Наибольшее влияние на девушку оказали труды Руссо и Шатобриана. После чтения последнего девушка даже предприняла попытку суицида.
Баронесса Дюдеван
После смерти бабушки Аврора переехала к матери в Париж, где вскоре, опять же по настоянию матери, вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. Довольно быстро стало понятно, что между супругами пролегает пропасть. Нести бремя брака становилось всё тяжелее, и Аврора оставила мужа, не получив формально развода.
В начале 1830-х баронесса Дюдеван писала в дневнике: «Революция продолжается непрерывно, как заседания палаты. Кругом штыки, мятежи, руины, а все живут так весело, как будто сейчас мирное время. Мне это очень нравится». В один год вышли «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Введение во Всеобщую историю» Мишле и пьеса «Антони» Дюма.
Аврора со своими новыми друзьями, среди которых был Жюль Сандо, с радостью приветствовала всё новое. Чтобы окончательно освободиться от «женского рабства», девушка стала носить мужское платье: редингот, шляпу, шерстяной галстук и сапоги.
Порвав с прошлым, баронесса оказалась лишена средств — ей нужно было самостоятельно зарабатывать. Она пробовала работать в библиотеке и писать портреты, но не особенно преуспела. Настоящее удовольствие Авроре приносило писательство — у неё уже был готов роман «Эме».
Благодаря рекомендации Аврора смогла познакомиться с Гиацинтом Табо де Латушем, который «создал больше авторов, чем произведений». Он привёл на французский Парнас Гёте, учил Бальзака и стал посмертным издателем работ Адре Шенье. Именно Латушу баронесса читала свой первый роман. «Я не нашёл тут и намёка на успех», — таков был вердикт. Несмотря на советы оставить писательство и вернуться домой, она устроилась на работу газету Латуша.
В это же время дебютировал Жюль Сандо, возлюбленный Авроры. Первой его работой стала статья, в написании которой участвовала баронесса Дюдеван. Однако её имя как соавтора не было указано. Дело было в том, что свекровь запретила невестке использовать свою фамилию при издании книг. Аврора осмелилась предложить прочитать данный текст Латушу, и он ему очень понравился.
Время шло, и творческий дуэт завершил свой новый роман — «Роз и Бланш» о жизни монахини и актрисы, в котором Латуш увидел только подражание старым романтикам. По его настоянию, в книге появилось большое количество шуток. Роман пользовался успехом и довольно быстро разошёлся.
Баронесса Дюдеван начинала работать над новой книгой уже в одиночку. Её «маленький Жюль» заболел чахоткой и не мог принимать участие в создании произведения. Однако черновики будущей «Индианы» он оценил довольно высоко. Роман был практически закончен, когда влюблённых начал волновать вопрос авторства. Сандо не хотел, чтобы над чужим произведением стояло его имя. В то же время Аврора не могла подписаться ни Дюдеван, ни Дюпен, так как её родственники были против. Решение оказалось довольно простым: девушка оставила фамилию Санд, изменив Жюля на Жоржа. Для неё особенно важно было использовать мужское имя, так как она хотела избавиться от мысли о рабском положении женщины.
Первый печатный экземпляр «Индианы» оказался в руках требовательного Латуша. Он быстро пролистал его и вынес свой вердикт: «Позволь! Это же подражание; школа Бальзака! Ну, конечно, подражание! Конечно, Бальзак!» Аврора смолчала. На следующий день она получила письмо от Латуша, в котором тот искренне раскаивался и просил прощения. Просидев за чтением романа всю ночь, редактор осознал, что сильно заблуждался.
Когда книга вышла из печати, во всех газетах начали появляться восхищённые отзывы читателей и критиков. Бальзак в числе первых написал, что роман Жорж Санд «является редакцией правды против фантастики, современности — против Средневековья, личной драмы — против тирании исторического жанра». Даже Гюстав Планш, выступавший против Гюго, поставил её выше мадам де Сталь. Успех был безоговорочным.
Жорж Санд
В 1833 году Жорж Санд познакомилась с молодым поэтом Альфредом де Мюссе. Несмотря на разницу в возрасте, их охватила страсть. Поэт переехал в квартиру баронессы и стал с ней жить. В том же году Жорж закончила свой новый роман «Лелия». Первый экземпляр был прочитан возлюбленным писательницы. Мюссе пришёл в восторг и даже помог Санд, написав богохульные стихи для Стенио.
«Лелия» вызвала бурю в литературном обществе Парижа. Главная героиня, во многом похожая на Жорж, вела себя, по мнению общества, непристойно, борясь за собственное счастье. Особенно жёстко критиковал новое произведение журналист Капо де Фёйид: «В тот день, когда Вы откроете книгу «Лелия» закройтесь в своём кабинете (чтобы никого не заразить). Если у вас есть дочь и вы хотите, чтобы душа её осталась чистой и наивной, отошлите её из дому, пусть она играет в саду со своими подругами». Позднее писательница отредактирует роман.
Отношения с Мюссе продолжались до 1834 года. Этот роман лёг в основу сюжета книги «Она и он», вышедшей в 1859 году.
В 1835 году баронесса серьёзно задумалась о разводе со своим мужем. В этом она положилась на адвоката Луи Мишеля, страстного республиканца, мысли которого оказали значительное влияние на формирование политических взглядов Жорж Санд. В начале 1836 года суд рассмотрел заявление писательницы и принял решение оставить детей матери. Но возникшие при разделе имущества разногласия привели к тому, что Казимир Дюдеван решил обжаловать решение суда. Благодаря стараниям адвоката Санд получила Ноан и стала воспитывать дочь.
В 1830-х писательница познакомилась с известным музыкантом-романтиком Ференцем Листом, и эта встреча переросла в настоящую дружбу. По возвращении в Женеву он написал своё «Фантастическое рондо», посвящённое господину Жорж Санд. Она не осталась в долгу и скоро написала «Контрабандиста» — «лирическую сказку», которая была вдохновлена музыкой Листа.
Композитор познакомил Санд с известным аббатом де Ламенне. Его грубые манеры, крайняя степень упрямства и странная одежда — всё это покорило её, и уже скоро она стала его поклонницей и сторонницей. Чтобы спокойно общаться с аббатом, Санд сторонилась некоторых своих знакомых и вступала в споры с критиками. Неудивительно, что, когда Ламенне решил начать издавать собственную газету «Монд», она предложила ему свою помощь: «Он так добр, я так его люблю, что отдам ему столько крови и чернил, сколько он потребует».
В результате этого творческого сотрудничества появились «Письма к Марси». В их основу была положена собственная переписка Санд с Элизой Туранже, бесприданницей. Однако после «Шестого письма», затрагивавшего проблему равенства полов, испуганный аббат закрыл журнал.
В 1848 году Жорж Санд организовала вместе с Пьером и Луи Виардо газету «Ревю Индепендент», где позже опубликовала несколько своих произведений: «Орас», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт».
Фридерик Шопен
После лета 1837 года Жорж Санд разными способами старалась завязать отношения с молодым и талантливым Фридериком Шопеном. Сначала Жорж, носившая мужское платье, произвела на музыканта очень плохое впечатление: «Какая несимпатичная женщина эта Санд! Она действительно женщина? Я готов в этом усомниться…». Но познакомившись с писательницей поближе, Шопен понял, что влюбился в неё.
Вместе они провели время на Майорке, где музыкант намеревался поправить своё здоровье. Бытовые неурядицы и ухудшение состояния Шопена (диагноз — горловая чахотка) вынудили пару раньше срока вернуться в Ноан, где попытались начать совершенно новую жизнь, «полную тёплого уюта, почти патриархальную».
На зиму они обычно переезжали в Париж. Здесь Шопен приходил в ужас от знакомых и друзей Жорж: ему не нравились «толпы невоспитанных мужчин», которые, «стоя перед ней на коленях, объяснялись ей в любви, затягиваясь табаком и брызгая слюной» (по воспоминаниям Элизабет Барет Браунинг). Несмотря на самоотверженное служение Санд, Шопен был очень ревнив и не был готов делить любовь женщины даже с её детьми. Покинув Ноан после очередной ссоры, музыкант тем самым поставил точку в этом романе.
Последние годы
Конец 1840-х и начало 1850-х годов Жорж Санд провела как активный участник революционного движения, она редактировала «Бюллетень республики». После демонстрации 15 мая 1848 года её даже обвиняли в подстрекательстве к бунту. Восстановление в 1851 году монархии Жорж Санд не приняла. Она стала особенно резко выступать против церкви и католичества.
Жорж Санд умерла 8 июня 1876 года. Её похоронили в Нане вместе с семьёй. На церемонию, организованную в соответствии с католическими традициями, приехали не только родственники, но и парижские знакомые писательницы, в частности принц Наполеон, Флобер, Дюм-сын. Виктор Гюго не смог приехать, но написал речь, которую зачитал Поль Мёрис. Её начало стало широко известным: «Я оплакиваю мёртвую и приветствую бессмертную…».